Тайна 660 тысяч детей мигрантов в России: где они и кто за них в ответе?

Фото открытых источников. Им нужны комфортные условия жизни в России. Кто в ответе за это?

В 2020 году на фоне формирования этнических анклавов количество россиян, негативно относящихся к мигрантам, увеличилось на 7,5%. Теперь каждый четвертый житель страны выражает подобные настроения.

1. Исторический контекст и нерешенные вопросы

После событий 1917 года тема национальных отношений и миграции долгое время оставалась под негласным запретом для публичного обсуждения. Эти вопросы рассматривались лишь в узких кругах, что подтверждается высказываниями современных чиновников, называющих эту сферу «не очень публичной». В результате многие острые проблемы так и не нашли своего решения, несмотря на декларируемое отсутствие русского национализма. Исторические споры, например, обвинения в адрес русского народа со стороны троцкистов, также оставили свой след.

Распад СССР не принес разрешения этих вопросов, а, наоборот, усугубил их. Сегодня Россия столкнулась с масштабным явлением трудовой миграции, далекой от понятий беженства или вынужденного переселения. Часть мигрантов действительно ищет работу, которую не могут предоставить местные экономики их стран.

Фото открытых источников. Без комментариев

2. Масштабы явления: от миллионов взрослых до сотен тысяч детей

Число мигрантов в России, особенно в Москве, продолжает расти. Только из Кыргызстана на учете состоят 650 тысяч человек, а общее количество в столице, по неофициальным оценкам, превышает миллион. По стране цифры варьируются от официальных 16,5 миллионов до предполагаемых 20 с лишним, если учитывать нелегалов. Однако самая тревожная часть этой проблемы — дети мигрантов.

Заявление заместителя руководителя администрации президента РФ Магомедсалама Магомедова прозвучало как гром среди ясного неба: в прошлом году в России было зафиксировано пребывание почти 800 тысяч несовершеннолетних иностранцев. При этом в российские школы ходят лишь 140 тысяч из них. «Не совсем понятно, где находятся остальные», — констатировал чиновник.

Фото открытых источников. Ассимиляция? Или оккупация?

Это признание высокопоставленного лица, имеющего доступ к данным всех силовых и миграционных ведомств, указывает на системный сбой. Получается, что 660 тысяч детей мигрантов находятся в стране без должного контроля и интеграции. Школа — ключевой институт для их адаптации, но они туда не попадают. Возникает закономерный вопрос: кто и как будет социализировать этих детей, и кем они станут в будущем?

Магомедов также отметил, что российская система образования не готова к такому наплыву. Дети мигрантов часто плохо владеют русским языком и выросли в иных культурных традициях, но при этом многие из них — будущие граждане России.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Это вызов, который необходимо осознать.

3. Проблемы в школах: когда интеграция не работает

Вторая сторона медали — ситуация в самих школах. В спальных районах Москвы, особенно на юге и юго-востоке, до половины учеников младших классов — дети мигрантов. Почти 60% из них плохо говорят по-русски. Учителя сталкиваются с невозможностью качественно вести урок, когда значительная часть класса не понимает объяснений. Родители, как, например, москвичка Оксана Пашина, жалуются, что в классе из 30 человек треть — дети приезжих, и половина из них не владеет языком.

Фото открытых источникво. Без комментариев

Идея смешанных классов для интеграции на практике часто не работает. Вместо этого страдает качество образования для всех. О проблеме заговорили еще в 2011 году, но за десять лет кардинальных изменений не произошло. Президент Владимир Путин указывал, что количество детей мигрантов в школах должно позволять их адаптации, что ставит вопрос об организации их жизни и условий пребывания в целом.

Исследования, например, финского педагога Паси Сальберга, показывают, что существует пороговая доля детей мигрантов в классе (около 20%), после которой успеваемость всей группы начинает падать. Кроме того, концентрация детей одной национальности может приводить к образованию землячеств и даже межнациональным конфликтам.

4. Другая сторона медали: успехи и надежды

Для объективности стоит отметить и положительные примеры. Среди победителей олимпиад встречаются дети мигрантов, как, например, таджик Кассим Халимов, который пишет стихи на русском и считает Москву своим домом. Эксперты, в частности Надежда Бысик из Института образования, отмечают, что в некоторых отстающих школах именно мотивированные дети мигрантов «тянут» учебный процесс вперед, стремясь закрепиться в России.

Фото открытых источников Борьба за Россию?

На телевидении также появляются сюжеты о талантливых мигрантах, что можно расценивать как попытку смягчить общественное напряжение. Однако такие случаи, к сожалению, остаются единичными и не решают системной проблемы.

Фото открытых источников. Без комментариев

5. В поисках решения

По мнению автора, выход из сложившейся ситуации лежит в возвращении к фундаментальным основам государственности и четкому определению функций, которые должно выполнять государство в сфере миграционной и национальной политики. Только так можно найти ответы как на обозначенные, так и на многие другие скрытые вопросы.

Спасибо, что вы прочли этот материал, задумались и выскажите свои предложения и мнение. Спасибо за лайк.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: 660 000 несовершеннолетних мигрантов в России, и где они - неизвестно.