Гневная отповедь Белинского: как письмо Гоголю стало манифестом русской интеллигенции

Это знаменитое открытое письмо, ставшее почти легендарным, Виссарион Белинский (1811-1848) написал, находясь на лечении от чахотки на курорте в Зальцбрунне, Германия. Текст был строго запрещен в Российской империи, но это лишь подогревало интерес: письмо активно распространялось в списках, став одним из первых образцов «самиздата». Самым громким эпизодом, связанным с его распространением, стал так называемый «процесс петрашевцев».

1. Кружок петрашевцев и цена свободомыслия

Группа прогрессивно мыслящих интеллигентов, среди которых был и молодой Фёдор Достоевский, собиралась в Петербурге в кружке Михаила Петрашевского. Они горячо обсуждали насущные проблемы страны: удушающую цензуру, коррупцию и, главное, позорное крепостное право. Вдохновляясь идеями свободы и равенства, расцветавшими в Европе после Великой французской революции, члены кружка с энтузиазмом восприняли резонансное письмо уже покойного к тому времени Белинского. Однако их деятельность не осталась незамеченной: власти арестовали почти всех участников собраний.

Следствие длилось восемь месяцев, все это время арестованные провели в тюрьме. В итоге суд приговорил их к различным срокам каторги (Достоевскому, например, назначили четыре года с последующим разжалованием в солдаты). Но жестокость власти на этом не закончилась. Узникам — всего 21 человеку — объявили, что их ждет смертная казнь. 22 декабря 1849 года их привезли на Семеновский плац, где была проведена чудовищная инсценировка казни. Молодых людей поставили к расстрельным столбам, зачитали молитву, солдаты взвели ружья… И лишь после команды «целиться!» им объявили о «помиловании» и замене казни на каторгу. Этот психологический удар стал тяжелейшим испытанием.

Формальным поводом для столь сурового преследования стало именно распространение письма Белинского к Гоголю. В легальной российской печати этот текст смог появиться только после революции 1905 года, что красноречиво говорит о его взрывной силе.

Итак, само письмо:

ПИСЬМО К ГОГОЛЮ

В.Г.Белинский

В.Г.Белинский, 1943г.

2. Разрыв с кумиром

Вы правы лишь отчасти, считая меня просто рассерженным человеком. Это чувство слишком слабо, чтобы описать состояние, в которое меня повергла Ваша книга. И причина не в Ваших нелестных отзывах о почитателях Вашего таланта. Нет, причина куда серьезнее. Оскорбленное самолюбие можно пережить молча, но невозможно молчать, когда оскорбляют истину и человеческое достоинство, когда под сенью религии и при поддержке кнута проповедуют ложь и безнравственность.

Я любил Вас всей страстью человека, связанного со своей страной, видевшего в Вас её надежду, честь и одного из великих вождей на пути прогресса. И Вы имели веские причины потерять это право на любовь. Речь не только о моих чувствах — я представляю множество людей, которых Вы никогда не видели. Я не могу передать Вам всего негодования, которое Ваша книга вызвала в благородных сердцах, и дикой радости Ваших врагов — как литературных персонажей вроде Чичиковых и Ноздрёвых, так и реальных.

3. Взгляд из «прекрасного далёка»

Вы глубоко знаете Россию как художник, но не как мыслитель — эту роль Вы так неудачно приняли на себя. Вы слишком долго смотрели на неё из своего прекрасного далёка, а издалека легко видеть то, что хочется. Вы не заметили, что Россия ищет спасения не в мистицизме или аскетизме, а в успехах цивилизации, просвещения и гуманности. Ей нужно не больше проповедей и молитв, а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе. Ей нужны права и законы, основанные на здравом смысле и справедливости, а не на церковных догматах.

Вместо этого страна представляет ужасное зрелище: здесь торгуют людьми, даже не пытаясь оправдать это, как американские рабовладельцы; где людей зовут не именами, а кличками; где нет гарантий ни для личности, ни для собственности, а есть лишь огромные корпорации казнокрадов и грабителей. Самые насущные вопросы России сейчас — отмена крепостного права, запрет телесных наказаний, соблюдение уже существующих законов. И в это время великий писатель, чьи творения будили самосознание нации, является с книгой, где учит помещика выжимать из крестьян больше денег, называя их «неумытыми рылами»! Как тут не прийти в негодование? Если бы Вы покусились на мою жизнь, я не возненавидел бы Вас сильнее.

4. Христианство и церковь: в чём разница?

Проповедник кнута, апостол невежества! На что Вы опираете своё учение? На православную церковь? Это я понимаю — она всегда была опорой деспотизма. Но при чём здесь Христос? Он первый возвестил учение свободы, равенства и братства. Его истинное учение было открыто философским движением прошлого века. Вольтер, потушивший в Европе костры фанатизма, — больше сын Христа, чем все ваши архиереи и митрополиты.

Неужели Вы искренне воспеваете русское духовенство, презираемое и народом, и обществом? Русский народ по натуре глубоко атеистичен, в нём много суеверия, но нет религиозности. Основа религиозности — благоговение, а русский человек, почёсывая спину, произносит имя Божье. В нём слишком много здравого смысла, и в этом, возможно, его будущее величие.

5. Опасная близость к власти

Ваш дифирамб «любовной связи» народа с самодержавием не встретил сочувствия даже у Ваших единомышленников. Наслаждайтесь созерцанием его «божественной красоты» из своего далёка — вблизи она не так безопасна. В Европе религиозный человек становится обличителем неправедной власти. У нас же человек, пораженный религиозным помешательством, начинает раболепствовать перед «земным богом» ещё усерднее, чем перед небесным.

А Ваше утверждение, что грамота вредна для простого народа… Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль!

6. Ответственность гения

Вы ошибаетесь, думая, что книга провалилась из-за резкости высказанных истин. В «Ревизоре» и «Мёртвых душах» Вы были не менее резки и правдивы, но они стали народными. Публика видит в русских писателях своих вождей и защитников от мрака самодержавия. Она готова простить плохую книгу, но никогда — зловредную. Падение Вашей книги — это доказательство здорового чутья общества, залог его будущего. Если Вы любите Россию, порадуйтесь этому вместе со мной!

Ваше обращение могло быть искренним, но сообщать о нём публике было ошибкой. Времена наивного благочестия прошли. Кто носит Христа в груди, тому не нужно идти в Иерусалим — ему больно от чужого страдания. Ваше смирение отдает либо гордыней, либо слабоумием и ведет к лицемерию. От Вашей книги веет не истиной христианства, а болезненным страхом смерти, дьявола и ада.

7. Последнее слово

Я пишу это не из личной обиды. Дело не в наших личностях, а в истине, о русском обществе, о России. Если Вы с гордым смирением отреклись от своих великих произведений, теперь Вам следует с искренним смирением отречься от этой книги. Искупите её грех новыми творениями, которые напомнят прежнего Гоголя.

Зальцбрунн, 15 июля 1847 г.

Примечания

1. Белинский отвечает на слова Гоголя из его письма: «...в нем слышен голос человека, на меня рассердившегося».

2. Мысль о внешней набожности и внутреннем безразличии русского народа к религии позже развивал Александр Герцен, отмечая, что крестьянин презирает священников как лентяев и тунеядцев.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: "Столько веков потеряно в грязи и навозе": в. Г. Белинский "Письмо к Гоголю".