На заседании Президентского совета по правам человека 10 декабря, которое вёл Владимир Путин, центральной темой обсуждения стало состояние школьного образования. Дискуссия, напоминавшая мозговой штурм, фактически наметила контуры будущей реформы.
1. Тревожная статистика знаний
Председатель Комиссии по правам человека Валерий Фадеев привёл шокирующие данные: в этом году лишь 3% выпускников углублённо изучали географию, 8% — литературу и 16% — историю. По его мнению, эти предметы критически важны, так как формируют культурные нормы и гражданскую идентичность молодёжи.
Опросы ВЦИОМ среди молодых людей 18–24 лет лишь подтверждают проблему. Только 18% респондентов знают, что Волга впадает в Каспийское море, а 82% не могут объяснить значение слова «Кузбасс». Литературная эрудиция также оставляет желать лучшего: на вопрос о том, кого убил Чичиков в поэме Гоголя, лишь 7% дали правильный ответ («никого»). Большинство же считало, что он убил старуху или собственного сына.
2. Предложение реформы и реакция президента
Фадеев предложил стимулировать изучение всей школьной программы, а не только предметов для ЕГЭ. Его идея — ввести целостную оценку знаний выпускника, например, средний балл аттестата по советскому образцу, который станет четвёртым критерием при поступлении в вуз наряду с тремя экзаменационными баллами.
Владимир Путин поддержал это предложение, поручив его формализовать и проработать с правительством. В ходе беседы прозвучала известная фраза о том, что победу в войне одержали школьные учителя, которую часто приписывают Бисмарку (о победе Пруссии над Францией).
3. Мнение педагога: корни проблемы и возможные решения
О причинах падения эрудиции и путях выхода из кризиса рассказала преподаватель высшей категории Елена Зубова.
СП: Вы согласны, что общая эрудиция выпускников снизилась?
— Безусловно. Поколение 50-летних, которое я тоже учила, было гораздо более начитанным и знающим. Тогда было всего три телеканала, но они транслировали качественное кино и образовательные программы. Дети узнавали имена учёных и поэтов из познавательных проектов, а не только из учебников. Сейчас же фундамент в начальной школе закладывается слабо: на русский язык и чтение отводится катастрофически мало часов. Дети не успевают научиться бегло и осмысленно читать.
В средней школе нагрузка такова, что на глубокое изучение гуманитарных предметов просто не остаётся времени. Литературу часто преподают по презентациям, не требуя от учеников брать в руки саму книгу. Знания проверяют родители, вспоминая «Ревизора» или «Капитанскую дочку».
СП: Какое вы видите решение?
— Необходимо вернуть книги в учебный процесс, увеличить количество часов на гуманитарные дисциплины, использовать кинопоказы. Учитель не может заставить ребёнка учиться дома, но может создать интересную среду в школе.
Что касается общей оценки знаний, то механизм уже существует — это всероссийские проверочные работы по функциональной грамотности. Они оценивают умение применять знания на практике. Возможно, их результаты стоило бы учитывать при переходе в 10-й класс, а не при поступлении в вуз. Это позволило бы отсеивать тех, кто не готов к углублённому обучению.
Елена Зубова напомнила об эпохе 1960-х, когда физики были начитанными лириками, а их творческое воображение, подпитанное литературой, вело к научным открытиям.
4. Взгляд со стороны: школа как гипермаркет vs школа как семья
Александр Чистяков, председатель Русского литературного общества, видит проблему в укрупнении школ.
Он отмечает, что в небольших городках, где учителя знают каждого ученика и его семью, качество образования традиционно выше. Современная же крупная школа, особенно в мегаполисе, похожа на безликий гипермаркет, где директор не знает ни учеников, ни даже всех учителей.
«Школа должна быть продолжением семьи. Директор — как строгий дедушка, который имеет авторитет и может повлиять не только на ученика, но и на нерадивых родителей. Только так мы сможем выпускать из школы образованных граждан, а не «тупых налогоплательщиков». И всем это, в общем-то, понятно», — резюмирует Чистяков.
Обратите внимание: Александра Митрошина за день спустила около 3 млн рублей.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Александр Чистяков: «Всем понятно, почему школа выпускает тупого налогоплательщика, а не образованного гражданина».