Газовый ОПЕК как ответ на европейский картель: перспективы сотрудничества России и Катара

Россия и Катар сделали важный шаг в укреплении экономических связей, подписав соглашение о создании новой совместной инвестиционной платформы. Общий объем инвестиций составит 2 миллиарда долларов. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявил о расширении партнерства с суверенным фондом Катара Qatar Investment Authority (QIA). Основными направлениями для вложений станут высокие технологии, здравоохранение и добыча полезных ископаемых.

1. История сотрудничества и новые горизонты

Это не первый совместный проект двух стран. Первая инвестиционная платформа РФПИ и QIA была создана еще в 2014 году, и ее капитализация достигла 4 миллиардов долларов. По словам посла Катара в России шейха Ахмеда бин Насера Аль Тани, общий объем катарских инвестиций в российскую экономику уже превысил 13 миллиардов долларов. Основные средства были направлены в энергетику, банковский сектор и торговлю.

Александр Разуваев, член наблюдательного совета Ассоциации финансовых аналитиков и риск-менеджеров, высоко оценивает эти инвестиции. Он также не исключает, что на предстоящем форуме «Россия — Исламский мир» в Казани могут быть обсуждены новые проекты, в том числе в сфере исламского банкинга. Этот рынок демонстрирует бурный рост и к концу 2024 года может достичь 4 триллионов долларов.

2. Возрождение идеи «Газовой ОПЕК»

Оба государства являются ключевыми участниками Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). По мнению эксперта, текущая геополитическая ситуация создает благоприятные условия для возрождения идеи создания «Газовой ОПЕК», которая активно обсуждалась в 2008-2009 годах. Тогда эта инициатива встретила резкое сопротивление Европы, но сейчас шансы на ее реализацию значительно выше.

К потенциальному альянсу могут присоединиться другие крупные производители газа, такие как Алжир и Азербайджан. Теоретически, при определенных условиях, к нему могла бы подключиться и администрация США. Особый интерес представляет Туркменистан, обладающий колоссальными запасами газа и начинающий диверсифицировать свои экспортные маршруты.

Разуваев подчеркивает, что создание такого картеля стало бы адекватным ответом на действия Европейского союза, который, по сути, уже сформировал картель импортеров газа. Это дало бы странам-экспортерам мощный рычаг влияния на европейский рынок.

3. Приоритеты Катара: СПГ и Арктика

Одним из ключевых направлений для катарских инвестиций в России является сжиженный природный газ (СПГ), особенно проекты в Арктике. Эксперт допускает возможность возобновления разработки гигантского Штокмановского газоконденсатного месторождения, которое ранее было заморожено из-за технологических сложностей и выхода иностранных партнеров.

Привлечение катарских капиталов и технологий могло бы дать проекту новую жизнь. Подобная модель успешно работает на проекте «Ямал СПГ», где часть газа в Европу поставляет компания TotalEnergies. По оценкам доцента Всероссийской академии внешней торговли Андрея Кушниленко, новые инвестиции в размере 2 миллиардов долларов могут быть направлены на 2-4 крупных проекта, например, строительство заводов по сжижению газа или важных инфраструктурных объектов.

Катар уже имеет успешный опыт инвестиций в Россию: это и доля в «Роснефти», и финансирование строительства Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, и участие в капитале аэропортов Пулково и Внуково, а также вложения в банк ВТБ и розничные сети.

4. Взаимные возможности и вызовы

Сотрудничество носит двусторонний характер. Российские компании также могут найти возможности на рынке Катара, особенно в сфере портовой инфраструктуры, строительства дорог и в технологическом секторе. Уже сейчас в Катаре работают около 180 российских компаний.

Что касается газового рынка, то амбициозные планы Катара по наращиванию производства СПГ к 2030 году не обязательно создадут прямую конкуренцию России. Ключевым вопросом остается глобальный спрос, который в условиях экономической неопределенности трудно прогнозировать.

5. Санкции и практический подход

Несмотря на внешнее соблюдение международных санкций, Катар, как и многие другие страны, практикует гибкий подход, позволяя бизнесу находить возможности для работы. Доха может выступать в качестве нейтральной площадки для торговли, что открывает дополнительные возможности для российских компаний в условиях ограничений.

Таким образом, стратегическое партнерство России и Катара выходит на новый уровень, затрагивая не только инвестиции, но и возможность формирования новой архитектуры на глобальном газовом рынке.

Обратите внимание: Как поднять экономику? Три фактора официальной позиции..

Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива смотрите в разделе «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Александр Разуваев: Газовый ОПЕК будет ответом на де-факто созданный в ЕС картель импортеров.