В ленте Instagram и TikTok всё чаще мелькают короткие видео с хештегами вроде «повторяю образ бандита из 90-х» или «стиль жены бандита». Их герои щеголяют в кожаных куртках, с массивными цепями, в чёрных очках и мини-юбках, пафосно жуя жвачку — словом, демонстрируют весь набор сакральных атрибутов «крутости» той эпохи.
Авторы и зрители этих роликов — представители поколения Z, или зумеры, — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. Это основная аудитория платформ с коротким видео. Получается, что образы создаются и потребляются внутри одного поколения. (Примечание: автор этого текста — тоже зумер, рождённый на излёте 90-х, поэтому его взгляд — это взгляд изнутри.)
На первый взгляд, в этом нет ничего страшного — детские игры и увлечение модой. Однако за внешним лоском «лихих девяностых» скрывается совершенно иная реальность: это время убийств, насилия, жестокости, разгула пороков, стрельбы на улицах и многих других мрачных явлений, о которых современные подростки имеют весьма смутное представление.
Возникает закономерный вопрос: почему образы преступников и их спутниц, олицетворяющих один из самых сложных периодов в новейшей истории страны, оказались столь привлекательными для поколения, родившегося в конце 90-х и начале 2000-х?
1. Цикличность моды и погоня за «крутостью»
Самое простое объяснение лежит на поверхности: мода циклична. Высокая посадка джинсов сменяется низкой, а стиль, актуальный двадцать лет назад, снова возвращается в тренд. То, что сейчас в моде эстетика 90-х, — общеизвестный факт. Подростки, стремящиеся выглядеть модно и «круто», естественным образом подхватывают эти тенденции, часто не вдаваясь в их исторический контекст.
2. Отсутствие живой исторической памяти
У поколения Z нет личного опыта проживания девяностых — их тогда просто не было. Школьная программа преподносит этот период как время «становления новой России», часто опуская детали о глубокой культурной и социальной травме, которую пережило общество. Если родители не делились историями о том времени, когда люди месяцами не получали зарплату, а улицы были небезопасны, у их детей формируется искажённое, почти сказочное представление об эпохе. Их знание о 90-х складывается из фильмов, сериалов, музыки и семейных фотоальбомов — то есть из уже отфильтрованной и упакованной культуры.
3. Романтизация криминала в массовой культуре
Колоссальную роль в формировании такого образа сыграли культурные продукты самой той эпохи. Сериал «Бригада» и фильм «Брат», хоть и показывали тёмные стороны жизни, во многом романтизировали образ «своего парня», живущего по понятиям. Знаменитые цитаты и мемы (вроде «мальчик, водочки нам принеси») стали частью фольклора. Это наследие, доставшееся зумерам от родителей, для которых 90-е были временем молодости, было воспринято без критического осмысления. Для молодёжи эти образы стали точкой опоры в попытке понять недавнее прошлое и найти свои ориентиры.
Интересное: Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?.
4. Кризис героев и поиск сильных образов
Образ бандита — это не просто стиль. Для подростков это часто воплощение силы, уверенности и бунта против системы. Но где современному молодому человеку найти положительных, сильных героев? Государственная риторика предлагает в качестве идеала предпринимателя. Однако в общественном сознании успешный бизнесмен порой воспринимается как тот же «бандит», только легализовавшийся и надевший галстук.
Возникает более серьёзный вопрос: что делает государство, чтобы молодёжь не брала за пример внешний вид и поведение криминальных авторитетов? Где современные аналоги пионерской или комсомольской организаций, которые бы предлагали позитивную повестку и систему ценностей? Существующие молодёжные движения часто выглядят неубедительно и формально.
На государственном уровне системной работы по воспитанию и консолидации молодого поколения, по сути, не ведётся. В результате подростки предоставлены сами себе, а точнее — влиянию интернета, транснациональных корпораций и различных организаций, которые активно формируют мировоззренческий вакуум. Как отмечали некоторые философы, идеальному потребителю не нужно глубоко рефлексировать — ему нужно потреблять.
5. Беспамятное поколение и уроки недавней истории
Поколение Z во многом выросло беспамятным в историческом плане. Это ярко проявилось, например, в реакции на политические события 2018-2020 годов. Те, кто в 2011-2012 годах, во время митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, ещё сидел за школьной партой, не помнят попыток «оранжевых» революций и открытых призывов к смене власти по зарубежным сценариям. Многие участники тех событий, повзрослев, разочаровались в своих тогдашних кумирах. Но на смену им пришло новое поколение, которое не извлекло уроков из недавнего прошлого, потому что не изучало его вживую.
Интересное еще здесь: Политика.