Почему молодые хотят в 90-е?

С появлением в инстаграме коротких тикточных видео я стала замечать там ролики наподобие «повторяю образ бандита из 90-х» или «стиль жены бандита» с кожаными куртками, цепями, чёрными очками, мини-юбками и другими сакральными атрибутами «крутости». Чуть не забыла, еще жвачка! Для убедительности во рту нужно пафосно что-то жевать. 

Это делают либо те, кто еще является ребёнком, либо кто относительно недавно перешагнул порог правовой взрослости. Мне удобно называть их зумерами - люди возрастом около 14-25 лет. Примерная аудитория тиктока и коротких роликов. Те же люди, на мой взгляд и смотрят эти ролики про стиль крутых бандитов. То есть они делаются и смотрятся людьми из одного поколения. (Кстати, текст этот пишет тоже зумер разлива конца 90-х. Так что получается взгляд на часть поколения изнутри)

С одной стороны, ну и что, пусть себе наряжаются дети, это у них игры такие... А с другой - лихие девяностые в России совсем не только про кожаные куртки и цепи, губную помаду, жвачку и самодовольный взгляд. Это про убийства, насилие, жестокость, пороки, разврат, стрельбу средь бела дня на улицах ну и про другие ничего не говорящие для зумеров вещи.

Так почему образ убийц и преступников, разграблявших страну, оказался привлекательным для поколения поздних 90-х и начала 2000-х?

  • Цикличность моды

Начнём с очевидного. Мода возвращается. За высокой посадкой брюк снова следует двадцатилетней давности низкая посадка. То, что сейчас в тренде стиль 90-х, не новость. Тут все банально, подростки хотят модно одеваться и быть крутыми.

  • Отсутствие исторической памяти

У зумеров нет исторической памяти о девяностых (а о чем есть?) по причине того, что их тогда не было. А в школе это проходят по агиткам типа «становления новой России» с дедушкой Ельциным, принёсшим демократию. Никакой речи о смерти советского проекта и огромной культурной и духовной травме всего народа в школе не расскажут. Короче, если об этом времени, когда человека могли запросто убить днем на улице или когда месяцами не платили людям зарплату, не поведали родители, их дети, скорее всего, пребывают в полете милых пушистых розовых фантазий. Зумеры знают девяностые по фильмам, сериалам, песням и фотографиям родителей. То есть по тому, что для них сняли, написали и принесли на блюдечке.

  • Романтизация бандитов в массовой культуре

Как мне кажется, громадную роль в нынешнем отношении к 90-м сыграли продукты той эпохи. Сериал «Бригада», откровенно романтизирующий образ убийц, или фильм «Брат» (примерно та же история), который называют чуть ли не символом того времени. Вспомним суперпопулярный мем «мальчик, водочки нам принеси».

Интересное: Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?.

Все это достались детям в наследство от взрослых, для которых лихие были их бурной молодостью. Без критики и сомнений дети проглотили символы массовой культуры девяностых в попытке хоть на что-то опереться в поколенческом разрыве с родителями. Да и с историей своей страны, чего уж там.

  • А на что им еще опираться?

Бандит это не только воплощения стиля…

Но и воплощения силы. Подросткам нужны герои, олицетворяющие жизненную силу, а где они их возьмут? Элита наша твердит о том, что героем должен стать предприниматель. Нет, вы слышали?! ВЫШЕ ЗНАМЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ! Вот уж точно честь, ум, и совесть эпохи))

А кто такой суперуспешный предприниматель? Это тот же бандит, только с чуть припудренным носиком.

Если серьезно, что делает государство для того, чтобы парни и девушки не подражали внешнему виду убийц или их развращенных жён? Вы видели где-то аналоги пионерских или комсомольских организаций? Только давайте без непотребных потуг типа нынешней молодой гвардии а-ля «ну ладно, не вышло, не очень-то и хотелось». 

На государственном уровне не занимается воспитанием молодежи никто. Н И К Т О . А значит детки предоставлены себе. Ну как себе... всемирной сети, транснациональным компаниям, зарубежным фондам, пятой колонне и другим по обыкновению щедрым организациям, которые уж точно найдут время позаботиться о взращивании у детей «классово верных» убеждений. Ну или об их отсутствии. Потребителю ж не нужно много рефлексировать, трясти, ой, распространять надо, как говорил философ.

Как бы то ни было, поколение Z выросло беспамятным. Я это видела по реакции на навальнинги 2018-2020. Те, кто в 2011-2012 года во время болотных и Сахарова ходил в школу, не могут знать про попытку оранжевой революции в стране руками условного коллективного эха москвы. Не знают они, что Навальный и компания открыто говорили о перевороте по примеру Туниса, Ливии, Египта, ну и будущей Украины, конечно. Многие 20-30-летние участники болотной уже давно разочаровались в своих полностью продажных тогдашних кумирах. На смену им пришли те, кто сидел за партой, но не учил историю в это время. 

Интересное еще здесь: Политика.

Почему молодые хотят в 90-е?.