По итогам выборов 1995 г. в Государственную Думу самую многочисленную фракцию составили коммунисты (22% голосов). Либералъно-демократическая партия завоевала около 11% голосов, примерно столько же — пропрезидентский блок «Наш дом — Россия». Оппозиционное президенту «Яблоко» получило 8% голосов.
Ключевые позиции в Думе заняли коммунисты. Это сильно затрудняло дальнейшее проведение реформ. Правительство было не способно провести через Думу ни один законопроект, обеспечивающий углубление рыночных преобразований. Но и левое большинство Думы не могло приступить к проведению активной социальной политики. Все его инициативы сдерживались правительством и президентом.
Положение обострилось ко времени президентских выборов 1996 г. Опросы общественного мнения показывали, что Б.Н. Ельцина готовы поддержать лишь от 6 до 10% избирателей. Казалось, он не сможет одержать победу.
В этих условиях на арену политической жизни вышла новая сила — предприниматели. С завершением приватизации заметную роль в экономике стали играть финансово-промышленные группы (ФПГ) — такие, как «ОНЭКСИМбанк», «Менатеп», «Российский кредит» и др.
ФПГ и связанные с ними политические круги, пользуясь финансовыми трудностями СМИ, установили контроль над их деятельностью. Сложились медиахолдинги, контролировавшие большую часть телеканалов и периодических изданий. Для обеспечения победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах были использованы новые информационные технологии и пиар-акции. Суть их состояла в том, чтобы перехватить пропагандистскую инициативу у оппозиции и создать новый имидж президента.
Критикам политики Кремля не удалось довести до большинства избирателей весомых аргументов в свою пользу. В значительной мере это объяснялось тем, что оппозиция имела ограниченный доступ к телевидению, а её печатные издания — небольшие тиражи.
Динамично проведённая предвыборная кампания оказала определённое воздействие на избирателей. На них повлияли обещания президента улучшить положение в социальной сфере, в частности повысить минимальный размер пенсий и покрыть задолженность государства по зарплатам трудящихся. Исход выборов был решён только во втором туре. 3 июля 1996 г. Б.Н. Ельцину удалось получить больше голосов, чем его главному сопернику — Г.А. Зюганову.
Углубление политического и социально-экономического кризиса
Победа Б.Н. Ельцина не решила проблему стабилизации положения в экономике и обеспечения эффективной работы механизмов рынка. Росло число безработных. В 1997 г. оно достигло примерно 7 млн человек. Нечёткость законов, высокие налоги на все виды предпринимательства породили массовое утаивание прибылей и перевод денег за границу. За 1992-1999 гг. из страны было вывезено свыше 155 млрд долларов.
Недополучая деньги в бюджет, государство не имело возможности своевременно выплачивать зарплату работникам бюджетной сферы.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
По разным оценкам, от 22 до 40% населения жили ниже уровня бедности.В декабре 1996 г. Дума приняла заведомо нереалистичный бюджет, предусматривавший значительное увеличение расходов на социальные нужды, на покрытие которых при существующих законах и системе налогообложения отсутствовали ресурсы. В марте 1997 г. правительство B.C. Черномырдина признало невозможность его выполнения.
Ужесточился режим экономии на государственных расходах, прежде всего выделявшихся на армию, культуру и образование. Весной 1997 г. их пришлось сократить на 30%. Число специалистов, занятых в научных исследованиях и разработках, уменьшилось вдвое. Разрушался наиболее перспективный в мировой рыночной экономике капитал России — накопленный научно-технический потенциал.
В марте 1998 г. президент отправил в отставку правительство B.C. Черномырдина. Премьер-министром был назначен молодой реформатор С.В. Кириенко.
Новое правительство предложило комплексную программу мер по стабилизации экономики, однако Дума отклонила её. В этих условиях 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко заявил о дефолте — отказе от обязательств по погашению внешних и внутренних долгов страны.
Меры правительства привели к резкому росту цен, потере сбережений многими собственниками и рядовыми гражданами. В августе 1998 г. правительство во главе с С.В. Кириенко было отправлено в отставку.
Несмотря на значительные негативные последствия, дефолт способствовал началу оздоровления экономики. Значительно сократился импорт, повысилась конкурентоспособность российской промышленности, стало выгодно вкладывать средства в отечественного товаропроизводителя.
Большое значение имело избрание на пост премьер-министра академика Е.М. Примакова, сторонника укрепления роли государства в экономике. Кабинету Примакова удалось наладить рабочие отношения с левым большинством Думы.
Впервые за всё время реформ был своевременно принят реалистичный бюджет, учитывающий социальные интересы широких масс населения. Российское общество стало видеть в Примакове лидера, способного прийти на смену действовавшему президенту.
В августе 1999 г. на пост премьер-министра был назначен В.В. Путин. При этом президент подчеркнул, что видит его своим преемником.
Основным итогом периода 1994-1998 гг. стало то, что, несмотря на сохраняющуюся остроту социальных проблем и продолжающийся кризис в экономике, удалось предотвратить развитие тенденций к дезинтеграции России. Вопреки продолжающимся трениям между законодательной и исполнительной ветвями власти политическая жизнь страны развивалась в рамках конституционного (правового) поля. Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Обострению внутриполитического положения в России. Другой причиной этого был продолжавшийся спад в экономике.