1. Интернет — вместилище вытесненной памяти
В своей новелле «Траектория краба» Гюнтер Грасс исследует уникальную роль интернета как хранилища для тех воспоминаний и исторических фактов, которые оказываются вытеснены из официального коллективного сознания, формируемого государством и обществом. Сеть становится пространством, где свободно обсуждаются темы, не вписывающиеся в рамки общепринятой памяти. Рассказчик у Грасса отмечает, как его сын благодаря собственному сайту смог привлечь внимание к забытой трагедии — гибели корабля «Вильгельм Густлофф» и его пассажиров. Автор точно фиксирует механизм, запускаемый интернетом: глобальная сеть предоставляет безграничные возможности для коммуникации, позволяя подключиться к обсуждению голосам со всего мира, делая давно забытое событие вновь актуальным. Сайт становится площадкой для давно назревшей дискуссии, предоставляя каждому доступ к картам, маршрутам и фактам, позволяющим самостоятельно судить о событиях 30 января 1945 года.
2. Арена памяти и предрассудков
Однако Грасс показывает и обратную сторону этого явления. Интернет предстает не только архивом, но и ареной ожесточенных мемориальных сражений. Вместе с вытесненными воспоминаниями в сеть возвращаются и старые предрассудки, накопившаяся ненависть находит здесь легкий выход. В чатах вспыхивают потоки злобы и антисемитские лозунги, демонстрируя, сколько агрессии ищет воплощения в реальном действии. Ключевая особенность интернета, по Грассу, — его существование вне традиционных общественных институтов, а значит, и вне привычных механизмов авторизации, редактуры и цензуры. Каждый пользователь вынужден самостоятельно отделять истину от вымысла, научный факт от домысла, серьезную информацию от кощунства. В отличие от редакций газет или издательств, контент в сети не проходит предварительного отбора, что превращает её, по выражению писателя, в пространство «свободно странствующей информации» и «глобальную игровую лужайку».
3. От личных воспоминаний к культурной памяти
Политологи Эрик Майер и Клаус Леггеви, изучая интернет как медиатор памяти, проанализировали, как личные воспоминания о терактах 11 сентября 2001 года трансформировались в сети в коллективную и культурную память. Их вывод: интернет, как интерактивное средство массовой коммуникации, стал crucial виртуальным пространством памяти, где пересекаются частное и публичное, локальное и глобальное. Новыми являются формы, в которых конституируются воспоминания. Наряду с разрозненными мемориальными акциями появляются масштабные интегративные проекты. Яркий пример — «September 11 Digital Archive», виртуальный музей-портал, поддерживаемый университетами, который собирает, сохраняет и представляет историю трагедии. Это пример «истории в индивидуализированной парадигме»: каждый может внести свой вклад в её написание, отправив письменные воспоминания, фото или видео. Подобные профессионально организованные инициативы придают эфемерному интернет-пространству структуру и стабильность, которых ему часто не хватает, ведь как накопитель памяти интернет ненадежен — электронные файлы могут быть недолговечны. Майер и Леггеви называют этот процесс «институционализацией индивидуализированной массовой коммуникации».
Обратите внимание: Цензура интернета.
4. Качество памяти: риски и возможности
Память о Холокосте, в отличие от многих других исторических травм, сегодня исключительно хорошо задокументирована. Вопрос стоит не о её сохранности после ухода очевидцев, а о качестве этой памяти, когда она полностью перейдет в разряд культурной. Главная опасность — не забвение, а измельчание и сужение.
Можно выделить несколько ключевых рисков для качества памяти:
Упрочение (Verfestigung). Задача — найти формы стабилизации памяти, которые не приведут к её омертвению и стереотипизации. Память должна обновляться через живое столкновение с проблемами современности, чему активно способствует искусство через выставки, литературу и кино.
Холостой ход (Leerlauf). Это риск, когда медийное насыщение темой ведет к её выхолащиванию: «Постоянно говорить, но не задумываться об этом». Однако, как отмечал Теодор Адорно, после перехода памяти в культурную фазу СМИ становятся необходимой опорой для её поддержания.
Делегирование. Институционализация мемориальной культуры и появление «профессиональных помнящих» создает опасность, когда широкие слои общества перекладывают труд памяти на специалистов, чувствуя себя от него освобожденными.
Тривиализация. Память становится «бесплатной» и бесконфликтной в результате её коммерциализации, нормирования и превращения в китч. Как отмечает историк Питер Новик, в США память о Холокосте именно из-за этой «бесплатности» не является живой и оспариваемой, в отличие от памяти о рабстве или Хиросиме.
Сужение. Концентрация внимания на Холокосте оставляет белые пятна. Необходимо добиваться большей дифференциации, признавая страдания и других жертв нацизма — цыган, гомосексуалов, жертв политических и религиозных преследований. В рамках расширенной европейской памяти должно найтись место и для других травм Второй мировой войны, таких как бомбардировки городов или принудительные депортации.
#новости политики
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В новелле "Траектория краба" Гюнтер Грасс продемонстрировал значение интернета в качестве вместилища для того, что оказывается в.