Современная Россия стоит на пороге значительных изменений в своём государственном устройстве. Актуальным становится вопрос о том, какую Федерацию мы строим и почему до сих пор сохраняется разделение на регионы по территориальному и национальному признакам. Эта тема требует глубокого и открытого обсуждения.
#общество и политика
Прекрасная наша Россия
1. Закон о единой публичной власти
Государственная Дума России приняла в первом чтении закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Ключевое положение этого документа — в стране должен быть только один президент. Это означает, что главы регионов больше не смогут носить этот титул.
#политика
На данный момент лишь один руководитель субъекта Федерации — глава Республики Татарстан — сохраняет за собой звание президента. Все остальные давно перешли на наименование «глава субъекта Федерации». Принятие нового закона поставит точку в этом историческом разнообразии.
#национальный вопрос
Интересно, что депутаты от Татарстана единогласно выступили против этого закона. Однако, как федеральный акт, он обладает высшей юридической силой, и отменить его на местном уровне невозможно. Несмотря на это, власти Татарстана заявили о намерении вносить поправки, хотя их шансы на принятие крайне малы. Остаётся наблюдать, как будет проходить процесс адаптации к новым правилам в этом регионе.
#конституция
Андрей Клишас. Один из авторов закона
2. Широкий контекст: переустройство Федерации
Ситуацию с наименованием глав регионов следует рассматривать в более широком контексте — как часть процесса переустройства российской Федерации. Национальные автономии многими воспринимаются как атавизм, пережиток прошлых исторических эпох, и настало время для серьёзных изменений.
Яркий пример — Еврейская автономная область на Дальнем Востоке. Это национальное образование было создано для евреев, однако сегодня их доля в населении области составляет менее 1%. Получается парадоксальная ситуация: люди живут в республике, где вероятность встретить представителя «титульной» нации крайне мала. Это ставит под вопрос саму логику такого административного деления.
#государственное устройство
Здесь же возникает вопрос справедливости. Почему более 90% населения не могут объявить регион своим? Например, доля русских в Еврейской автономной области даже выше, чем в некоторых традиционно русских регионах, таких как Краснодарский край, Севастополь или Калининград.
Если следовать логике, что даже 1% населения даёт право на создание национально-административной единицы, то почему Казань не объявлена украинской автономией (украинцев там как раз около 1%)? По этой же схеме Санкт-Петербург можно было бы сделать белорусской автономией, Владивосток — корейской, Калининград — литовской, а Москву — армянской или татарской. Очевидно, что такой подход ведёт в абсурд.
#геополитика
СССР распался по национальным линиям, проложенным иногда произвольно. За пределами России остались русские города
3. Исторические корни проблемы
Еврейская автономная область была создана в сталинскую эпоху с идеей основания в Сибири нового Израиля, но этот проект не реализовался. Сегодня ЕАО — наглядный пример исторического атавизма. Возникает закономерный вопрос: не пора ли избавляться от таких пережитков прошлого и приводить административное деление в соответствие с современными реалиями?
Как появились национально-территориальные единицы в России?
В чём изначальный смысл их создания? Эта система — наследие политики Ленина и Сталина (которых, что интересно, в самих национальных республиках часто не жалуют). 15 ноября 1917 года председатель СНК РСФСР Владимир Ленин и нарком по делам национальностей Иосиф Сталин подписали «Декларацию прав крестьян и рабочих». В этом документе провозглашалось право рабочих разных национальностей на создание собственных государств и даже на выход из состава России. Таким способом большевики стремились привлечь национальные меньшинства на свою сторону в борьбе с «белыми».
Плакат «белых» времен Гражданской войны
Таким образом, изначально национально-административные единицы создавались как инструмент дробления единой страны и потенциального выращивания на её территории новых государств. Это была своеобразная «бомба», заложенная под фундамент государственности.
#татарстан
Не случайно спикер Государственной Думы Вячеслав Володин во время обсуждения нового закона отметил:
«Почему распался Советский Союз. Национальные республики, самоопределение наций — заложенные изначально при построении государства привели к распаду страны. Страна распалась, люди из-за этого пострадали. Мы сейчас выводы должны делать из этого. Делать все для укрепления государства».
Обратите внимание: За все нужно платить! (Россия).
4. Конституционные основы новой России
НОВАЯ РОССИЯ.
Важно понимать, что мы живём не в РСФСР. Конституция современной России жёстко и недвусмысленно запрещает выход любого субъекта из состава Федерации. Поправки, принятые в 2020 году, прямо устанавливают: «Действия, направленные на отчуждение части территории России, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Чтобы наслаждаться красотой народов, не нужно дробиться на республики
Таким образом, никакого «права на самоопределение» в российской Конституции больше нет. Более того, в Основном законе теперь закреплён принцип его верховенства над любыми международными договорами и соглашениями. Это означает, что федеральная Конституция является абсолютным и высшим законом на всей территории России, включая Татарстан и любой другой регион.
#президент
Национальные республики и должности «президентов» в них, по мнению многих аналитиков, не способствуют улучшению жизни людей и укреплению страны. В ранний советский период в них, возможно, был определённый смысл, но в современных условиях их существование выглядит анахронизмом.
Проблема равноправия народов
Существование «национальных комнат» фактически противоречит принципу равноправия всех граждан. Из-за национально-административного деления равные права оказываются недоступны для всех народов.
Рассмотрим пример Татарстана. Если эта республика существует для обеспечения права татар на национально-культурную самореализацию, то возникает вопрос: значит, за её пределами такое право у них отсутствует? Справедливо ли ограничивать возможности целого народа рамками одной, пусть и значительной, территории? Это больше похоже на резервацию, чем на современный регион в составе единого государства. Гораздо логичнее было бы отменить особый статус республики, но гарантировать равные права для всех по всей России. Хотите открыть татарскую школу во Владивостоке? Пожалуйста!
Та же проблема касается и русских. Если у них в Вологодской области больше прав, чем в Татарстане, который является такой же частью России, то это явная аномалия.
Каким будет будущее России? Фото: kurier.ru
Все народы в России должны иметь равные права и равные возможности.
#русские
Пути реформы территориального устройства
Как можно провести реформу территориального устройства России справедливо и безболезненно? Ответ кажется простым: не меняя границ субъектов Федерации, принять единую систему публичной власти. Все субъекты должны стать абсолютно равноправными. Не должно быть республик и президентов — должны быть равные между собой РЕГИОНЫ.
Именно этот принцип и закреплён поправками в Конституцию! Государственная Дума сейчас как раз занимается его реализацией. Задача состоит в том, чтобы привести реальность в соответствие с Основным законом.
После отмены титула «президент» для глав регионов этот процесс получит новый импульс. Республики как пережиток прошлого будут постепенно уходить в историю, без громких скандалов и потрясений. Атавизм отомрёт естественным образом.
Некоторые критики утверждают, что такие изменения нарушают принципы федерализма. Однако это не так.
5. Мировой опыт федеративного устройства
В нормальной Федерации все субъекты равны. Взглянем на международные примеры:
- Федеративная Республика Германия состоит из Земель, равных между собой. Ни одного этнического субъекта.
- Соединённые Штаты Америки состоят из Штатов (государств), равных между собой. Ни одного этнического субъекта.
- Швейцария (формально Конфедерация) состоит из кантонов и полукантонов. Ни одного этнического субъекта.
- Федерация Боснии и Герцеговины (неофициально Хорвато-мусульманская Федерация) состоит из десяти равноправных кантонов. Ни одного этнического субъекта.
Таким образом, федерация — это в первую очередь равные права для всех регионов, а не наличие национальных республик в составе единого государства.
#русский мир
Что вы об этом думаете?
Друзья, комментируйте и лайкайте! Нам это важно. На комментарии постараюсь ответить.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Россия без национальных республик: как уже меняется Федерация.