1. Еврейская борьба за самоопределение и фигура Жаботинского
История еврейского народа полна трагических страниц: гонения, притеснения и геноцид закалили его волю и сформировали стремление к борьбе за свои права. Одним из самых сложных и затяжных конфликтов, корни которого уходят в прошлое, является израильско-палестинское противостояние. Вопрос о праве на землю остается неразрешенным. Среди ключевых фигур, отстаивавших идею еврейского национального очага, был Владимир (Вольф) Евгеньевич Жаботинский — журналист, поэт и радикальный лидер сионистского движения.
Источник изображения: regnum.ru (Яндекс.Картинки)
2. Ранние годы и начало пути
Вольф (Владимир) Жаботинский родился 18 октября 1880 года в Одессе в семье торгового служащего. Детство будущего лидера было непростым: из-за болезни отца семья ненадолго переехала в Германию, а после возвращения в Одессу открыла небольшую лавку канцелярских товаров, чтобы свести концы с концами. Мальчик поступил в гимназию, но не проявил особого рвения к учебе и не завершил образование. Однако уже в юности он нашел свое истинное призвание — журналистику.
В 16 лет его первая статья была опубликована в крупнейшем провинциальном издании — «Одесском листке». Этот успех открыл ему дорогу в профессию: вскоре молодого журналиста пригласили работать корреспондентом в Швейцарии и Италии. Параллельно он получил высшее образование. На рубеже веков Жаботинский проявил себя не только как журналист, но и как поэт и переводчик.
3. Погромы 1903 года и поворот к сионизму
Переломным моментом в его жизни стали еврейские погромы 1903 года в Одессе. В ответ на угрозу насилия Жаботинский стал одним из организаторов первого в Российской империи отряда еврейской самообороны. С августа 1903 года он активно включился в сионистское движение.
Сионизм — это политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине, в Земле Израиля (Палестине).
В 1904 году, работая в русскоязычном журнале «Еврейская жизнь», он открыто выступал против сторонников ассимиляции и против Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза), который требовал признания автономии в рамках РСДРП.
Обратите внимание: Самые скандальные заявления Владимира Жириновского. Часть 1.
4. Становление идеолога: Петербург, поэзия и политика
Переехав в Санкт-Петербург, Вольф начал печататься в газете «Русь» под псевдонимом Владимир Жаботинский, который впоследствии стал его основным именем. Помимо публицистики, он писал поэмы (например, «Бедная Шарлотта»), получившие одобрение Максима Горького. Однако его политические взгляды становились все более радикальными: он резко критиковал русских поэтов и общество за антисемитизм и рост великорусского национализма.
5. Первая мировая война и Еврейский легион
С началом Первой мировой войны и вступлением в нее Османской Турции, под контролем которой находилась Палестина, Жаботинский выдвинул смелую идею. Он стал идейным вдохновителем создания еврейских воинских формирований в составе армий Антанты для освобождения Палестины. Этот замысел частично удался: в Египте был сформирован Еврейский легион, воевавший в составе британской армии.
6. Борьба в Палестине и радикализация взглядов
После войны, находясь в Палестине, Жаботинский был арестован британскими властями за организацию еврейской самообороны во время арабо-еврейских столкновений и приговорен к 15 годам каторги, хотя вскоре был освобожден.
В 1921 году, будучи избранным во Всемирную сионистскую организацию (ВСО), он выступил с радикальной программой. В то время как большинство лидеров сионизма делало ставку на дипломатию и постепенное заселение, Жаботинский требовал активных и жестких действий по созданию еврейского государства. Он резко критиковал господствовавшие в движении социалистические идеи и настаивал на «ревизии» традиционного сионизма.
Его позиция по арабскому вопросу была бескомпромиссной: Жаботинский открыто заявлял, что Палестина должна стать исключительно еврейским национальным очагом, поскольку у арабов уже есть несколько государств, а у евреев — ни одного. За такие взгляды его часто обвиняли в фашизме, что он категорически отвергал.
7. Разрыв с ВСО и создание Новой сионистской организации
Не найдя поддержки своим идеям в mainstream сионистского движения, которое сомневалось в возможности создания чисто еврейского государства, Жаботинский в знак протеста вышел из ВСО.
В 1935 году он возглавил Новую сионистскую организацию (НСО), программа которой прямо декларировала цели: массовую репатриацию евреев в Палестину и создание там еврейского большинства как основы для будущей государственности.
Владимир Жаботинский скончался от сердечного приступа в 1940 году в лагере движения Бейтар (молодежной организации ревизионистского сионизма) недалеко от Нью-Йорка, не дожив до создания Государства Израиль.
8. Заключение: наследие и современность
Зачем вспоминать эту историю сегодня? Жизнь Жаботинского — это пример страстной борьбы человека за то, что он считал правым делом. Еврейский народ, прошедший через многовековые страдания, в конечном итоге обрел свое государство, но конфликт вокруг Палестины не утихает. Столкновения между израильтянами и палестинцами продолжаются, и вопрос о том, наступит ли когда-нибудь прочный мир на этой земле, остается открытым и риторическим. Право на спокойную и безопасную жизнь — универсально, и еврейский народ, как и любой другой, безусловно, заслуживает его.
Спасибо за внимание!
#история #политика #сионизм #евреи #общество #мировое сообщество #истории из жизни людей #Жаботинский #Израиль #Палестина
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Лидер правого сионизма. Жаботинский Владимир Евгеньевич (1880 - 1940).