Нагорный Карабах вновь стал ареной боевых действий, которые продолжаются уже месяц. Этот этнический конфликт между Арменией и Азербайджаном демонстрирует готовность сторон идти до конца, истощая свои ресурсы ради победы. В этой ситуации возникает закономерный вопрос: каковы реальные интересы России в данном регионе и насколько эффективна ее текущая политика?
Современное российское руководство стремится позиционировать себя в качестве арбитра в спорах между бывшими советскими республиками. Основная цель внешней политики Москвы — сохранение стратегического влияния на постсоветском пространстве. Для этого регулярно организуются встречи министров иностранных дел и лидеров закавказских государств. Однако возникает резонный вопрос о практической целесообразности таких шагов, особенно с учетом меняющейся региональной динамики.
1. Сравнительный анализ отношений России с Арменией и Азербайджаном
Чтобы понять расстановку сил, необходимо объективно оценить, с кем из конфликтующих сторон у России более тесные связи в политической, экономической и культурной сферах, отбросив устаревшие риторические клише о «братских народах».
Армения: союзник в рамках интеграционных проектов
Армения является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что формирует основу для партнерских отношений с Москвой. В 2019 году товарооборот между странами составил 2,5 млрд долларов, с положительным сальдо для России в 850 млн долларов, что вывело Армению на 45-е место среди торговых партнеров РФ.
Военное сотрудничество развивается в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На территории Армении дислоцирована 102-я российская военная база (примерно 5 тысяч военнослужащих), а российские пограничники охраняют границы с Турцией и Ираном.
Однако в гуманитарной сфере наблюдаются тревожные тенденции. Русский язык имеет в стране статус иностранного и не является обязательным предметом в школах. В августе 2020 года вступил в силу закон, ограничивающий вещание ряда российских телеканалов. Внешнеполитический курс Еревана все больше ориентируется на сотрудничество с Европейским союзом и США, делая ставку на мощные армянские диаспоры в этих странах.
Азербайджан: прагматичный партнер с разнообразными связями
Отношения с Азербайджаном строятся на основе двусторонних соглашений, без участия в интеграционных объединениях под эгидой России. Товарооборот в 2019 году достиг 3,2 млрд долларов с положительным сальдо для РФ в 1,46 млрд долларов, что соответствует 42-му месту во внешней торговле России.
Баку диверсифицирует источники военно-технического сотрудничества, закупая вооружение не только в России, но и в Белоруссии, Китае и особенно в Турции. С Анкарой установился режим особого стратегического партнерства, подкрепляемый доктриной «Один народ — два государства».
При этом в Азербайджане, несмотря на отсутствие официального статуса, русский язык сохраняет сильные позиции: действует Славянский университет, более 300 русскоязычных школ, а в 27 вузах преподавание ведется на русском. Важным фактором является членство Азербайджана в организации ГУАМ, где другие участники (Украина, Грузия) занимают откровенно антироссийские позиции.
2. Тупик переговорного процесса и новая региональная роль Турции
С момента распада СССР прошло почти три десятилетия, но карабахский конфликт так и не нашел мирного решения, несмотря на многочисленные дипломатические инициативы России. Минская группа ОБСЕ, призванная искать пути урегулирования, фактически бездействует. Ее сопредседатели — Франция и США — ограничиваются формальными заявлениями, не проявляя реальной активности.
Единственным внешним игроком, демонстрирующим высокую вовлеченность, остается Турция. Новая эскалация в Карабахе вписывается в стратегический план президента Реджепа Тайипа Эрдогана по усилению влияния Анкары в регионе, что некоторые аналитики связывают с идеями неоосманизма.
В сложившихся условиях традиционные методы российской дипломатии, основанные на организации переговоров, себя исчерпали. Ни в Баку, ни в Ереване сегодня нет однозначно пророссийской ориентации во внешней политике. Чтобы сохранить влияние на Южном Кавказе, России необходимо доказать свою способность предложить реальный путь к разрешению этого затяжного конфликта.
3. Предложения по принципиально новой стратегии
Автор статьи предлагает кардинально изменить подход, суть которого заключается в следующих пунктах:
1. Переформатирование переговорного процесса. Следует отказаться от малоэффективных трехсторонних встреч в Москве и активизировать работу Минской группы ОБСЕ с обязательным вовлечением Франции и США. Поскольку Ереван ориентируется на Вашингтон, а Париж занял проармянскую позицию, именно эти страны, как союзники Турции по НАТО, должны оказать давление на Анкару — главного вдохновителя азербайджанской кампании. Новое поколение политиков в Закавказье, воспитанное на «североатлантических ценностях», должно на практике убедиться в эффективности своих западных партнеров.
2. Международно-правовое определение статуса Нагорного Карабаха. Необходимо добиться от Армении и Азербайджана отказа от взаимных территориальных претензий и признания Нагорного Карабаха независимым субъектом международного права с введением временного внешнего управления под эгидой ООН. Вековая вражда и груз исторических обид слишком велики, чтобы стороны могли самостоятельно обеспечить мирное сосуществование разных этносов на этой территории. Требуется авторитетный международный гарант.
3. Гарантии безопасности для возвращающихся беженцев. Необходимо обеспечить право на возвращение и безопасность для всех лиц, желающих вернуться в Карабах после прекращения огня, независимо от их национальности. Речь идет как о 150 тысячах армян, проживавших там до эскалации, так и о многочисленных азербайджанских беженцах, покинувших регион за последние 30 лет.
4. Формирование новой миротворческой миссии. Для обеспечения стабильности предлагается ввести в регион миротворческий контингент под эгидой ООН от Франции и Ирана. Участие России и Турции в такой миссии признается контрпродуктивным. Франция, как христианская страна с опытом операций в Африке, и Иран, как исламская республика с 20-миллионным азербайджанским меньшинством, заинтересованная в недопущении баз НАТО к своим границам, могут стать более сбалансированными гарантами.
5. Международная программа восстановления. В рамках ООН должна быть создана масштабная программа финансовой и экономической помощи для восстановления разрушенной инфраструктуры и нормализации жизни населения региона.
Заключение
Предложенный подход радикально отличается от всей предыдущей политики России в Закавказье. Гарантирует ли он успех? Нет, но прежняя стратегия явно не привела к разрешению конфликта. Армения и Азербайджан вправе самостоятельно выбирать союзников. Задача России — создать условия, в которых и Баку, и Ереван на собственном опыте убедятся, что между громкими заявлениями и реальными делами западных партнеров лежит огромная дистанция, и что старый друг, как гласит пословица, лучше новых двух.