27 ноября 2022, 23:07
В условиях беспрецедентного давления западных санкций Россия и Иран обнаружили значительный потенциал для углубленного сотрудничества. Это партнерство развивается стремительными темпами, охватывая множество сфер — от торговли и логистики до высоких технологий и совместных производственных проектов.
На фото: «Атомстройэкспорт», дочерняя компания Росатома, участвует в строительстве второй очереди АЭС в иранском Бушере.
Геополитический ландшафт 2022 года, ознаменованный специальной военной операцией, поставил перед Россией масштабный вызов, потребовавший кардинальной переориентации экономических связей на страны Востока и Юга. В этом новом контексте Иран превратился в одного из ключевых и перспективных партнеров России. Его роль многогранна: во-первых, Иран служит важным логистическим мостом для торговли со странами Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно когда традиционные маршруты через Европу и Суэцкий канал стали ненадежными. Во-вторых, Исламская Республика, обладая уникальным многолетним опытом противостояния западной блокаде, достигла серьезных успехов в развитии собственных технологических цепочек, что открывает широкие возможности для совместных проектов, выходящих за рамки простой торговли.
1. От скромного старта к стратегическому альянсу
Стоит признать, что фундамент для сотрудничества до недавнего времени был довольно скромным. В постсоветский период между Россией и Ираном не сложилось полноценного стратегического экономического партнерства. Российский бизнес, ориентированный преимущественно на Запад, часто избегал «токсичного» с точки зрения санкций иранского рынка. Годовой товарооборот в 4 миллиарда долларов был незначительным на фоне потенциала двух крупных экономик (для сравнения, оборот с Индией составлял 14 млрд долларов, а с Китаем — 140 млрд). Основу торговли составляли сельскохозяйственные товары. Ярким исключением было сотрудничество в атомной энергетике: именно российские специалисты завершили строительство АЭС в Бушере и сейчас возводят два новых энергоблока.
Исторически отношения России и Персии (Ирана) были сложными, отмеченными войнами и геополитическим соперничеством. Однако позитивным активом всегда оставалась мирная торговля по Волго-Каспийскому пути и культурный обмен, символом которого стали самовары, прочно вошедшие в иранский быт. Сегодня, в новой геополитической реальности, обе страны ищут взаимовыгодные точки соприкосновения.
2. Экономический портрет современного Ирана
Современный Иран — это индустриально-аграрное государство со средним уровнем развития. По объему ВВП (паритету покупательной способности) он примерно в два раза уступает Турции и занимает 23-е место в мире. При населении около 86 миллионов человек страна обладает значительным внутренним рынком и производственным потенциалом, который подкреплен богатейшими природными ресурсами. Иран занимает второе место в мире по запасам природного газа (после России) и четвертое — по запасам нефти. Помимо углеводородов, в недрах страны есть залежи угля, железной и медной руды.
Опираясь на эту сырьевую базу, Иран развил мощный нефтеперерабатывающий и металлургический сектор, а также собственное машиностроение, включая автомобилестроение, судостроение и авиацию. Особенно впечатляющих успехов страна достигла в оборонной промышленности, наладив серийное производство ударных беспилотников и ракетного оружия.
3. Логистический хаб: возрождение пути «Нахр-ар-рус»
Одно из ключевых преимуществ Ирана для России — его уникальное географическое положение. Еще в средние века Волга (получившая у арабов название «Нахр-ар-рус» — «река русов») была важной торговой артерией, связывавшей Иран с русскими землями. Сегодня эту роль выполняет Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг», все маршруты которого проходят через Иран, соединяя российские порты на Балтике со странами Персидского залива и Индийского океана.
Этот коридор, соглашение о создании которого было подписано еще в 2000 году, сегодня приобретает стратегическое значение. Он позволяет сократить время доставки грузов из Индии в Россию с 30-45 дней (через Суэц) до 15-24 дней. Для скоропортящихся товаров, электроники и других ценных грузов это критически важно. Однако для полной реализации потенциала МТК «Север-Юг» необходимо решить инфраструктурные проблемы на иранской стороне, в частности, достроить железнодорожный участок Астара–Решт и модернизировать подвижной состав. Обсуждается даже возможность строительства этого участка с российской широкой колеей (1520 мм), что значительно ускорит транзит.
4. Энергетическое партнерство: газ, нефть и технологии
Энергетика — еще одна фундаментальная основа сотрудничества. Обсуждаются масштабные планы по газовому обмену: Россия могла бы поставлять газ в северные регионы Ирана, а Иран в обмен — поставлять сжиженный природный газ (СПГ) с южных терминалов партнерам «Газпрома». Для реализации этих планов требуются многомиллиардные инвестиции в строительство газопроводов и СПГ-терминалов в Иране. Хотя у России пока нет собственных технологий для крупнотоннажных заводов СПГ, работы в этом направлении активизированы, и прорыв ожидается в ближайшие годы.
Также существуют перспективы сотрудничества в нефтяной сфере, включая совместную разработку месторождений в Иране и координацию экспортной политики на ключевых рынках, таких как Китай и Индия, в том числе через схемы товарообмена.
5. Промышленная кооперация: от автомобилей до авиации
Санкции вскрыли уязвимость российского автопрома, сильно зависевшего от импорта комплектующих. Иранский автопром, напротив, за годы изоляции достиг уровня локализации более 90%. Иранские производители, такие как Iran Khodro и SAIPA, выражают готовность поставлять в Россию десятки тысяч автомобилей в год, а также обсуждают возможности совместного производства с АвтоВАЗом. Несмотря на то, что дизайн иранских машин часто устарел, они могут занять нишу на бюджетном сегменте российского рынка в переходный период.
В авиационной сфере Иран предлагает России свой уникальный опыт поддержания парка западных самолетов в условиях санкций, включая производство некоторых запчастей и организацию серых схем поставок. Подписаны соглашения о ремонте и обслуживании российской авиатехники в Иране. Хотя Иран не может стать полной заменой западным поставщикам, это сотрудничество помогает смягчить последствия санкций и закладывает основу для будущих совместных проектов, в том числе в области производства беспилотников и малой авиации.
6. Сельское хозяйство и взаимодополняемость
Сельскохозяйственный сектор демонстрирует классическую взаимодополняемость экономик. Иран, страдающий от нехватки воды, не может полностью обеспечить себя зерном, сахаром и растительным маслом — как раз теми товарами, экспортный потенциал которых у России огромен. В свою очередь, Россия может импортировать из Ирана высококачественные фисташки, финики, изюм и другие «южные» продукты. Реализация этого потенциала может увеличить товарооборот на миллиарды долларов.
7. Новые рынки для российского экспорта
Иран также представляет собой перспективный рынок для российской промышленной продукции. После создания полностью локализованных версий самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 может возобновиться интерес к их поставкам в Иран, чей авиапарк сильно изношен. Кроме того, иранский рынок открыт для российского железнодорожного оборудования, энергомашиностроения, грузовиков, сельхозтехники и металлопродукции с высокой добавленной стоимостью. Решение вопросов взаимных расчетов и страхования через подключение национальных платежных систем способно снять ключевые барьеры для роста торговли.
Таким образом, сближение России и Ирана, вызванное внешними обстоятельствами, перерастает в глубокое многоплановое партнерство. Оно основано не только на тактической необходимости, но и на долгосрочной взаимной выгоде, затрагивая логистику, энергетику, промышленность и сельское хозяйство, и имеет все шансы стать устойчивым элементом новой многополярной экономической архитектуры.
Обратите внимание: Маразмы школьного образования. Кого делают из наших детей??!.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Иран в этом контексте стал одним из наших перспективных ситуативных партнеров.