Критика современной системы образования: чрезмерное увлечение тестами и цифровыми технологиями

Автор статьи обращается к реформаторам системы образования с тревожным вопросом: что происходит с обучением в школах? Высказывается опасение, что нынешние подходы могут привести к формированию поколения, не способного к самостоятельному мышлению и логическим рассуждениям, поколения, которое по любому вопросу будет искать готовый ответ в интернете, не пытаясь осмыслить информацию.

1. Личный опыт: школа глазами родителя

Основанием для таких выводов послужил личный опыт. В семье автора двое детей-школьников (7-й и 2-й класс), и их ежедневная учебная жизнь наполнена бесконечными тестами. Эта форма контроля используется практически по всем предметам, включая даже физкультуру, что вызывает у старшего ребёнка отторжение.

Скриншот из социальной сети, иллюстрирующий проблему.

Практика Всероссийских проверочных работ (ВПР) также вызывает вопросы. Наблюдения показывают, что многие ученики не стремятся глубоко изучить материал, а просто угадывают ответы в тестах, и зачастую такой подход оказывается успешным.

2. Абсурдность заданий и цифровая перегрузка

Приводится наглядный пример из математики для начальной школы, где ребёнку предлагается не решить пример, а выбрать правильный ответ из нескольких вариантов. Автор справедливо задаётся вопросом: не эффективнее ли было бы дать детям просто посчитать? Это развивало бы навык счёта и позволяло бы отработать больше примеров за то же время. Подобные задания не учитывают индивидуальные особенности детей: кто-то быстро считает в уме, кто-то путается, а кто-то просто ставит галочки наугад.

Отдельная проблема — цифровая перегрузка. Огромное количество дополнительных материалов (аудио, видео, приложения) вынуждает детей проводить за компьютером недопустимо много времени, далёкое от рекомендуемых врачами 30 минут в день. Это негативно сказывается на здоровье и развитии.

3. Утрата фундаментальных навыков

Автор с горечью констатирует, что детей систематически отучают от чтения. Зачем читать, если можно посмотреть видео или послушать аудиокнигу? В результате не развивается зрительная память, страдает грамотность, что приводит к вопиющим ошибкам в простых словах.

В качестве сатирического прогноза приводится изображение, как в будущем может выглядеть урок литературы: вместо чтения и анализа текста — простое прослушивание аудиозаписи.

Иллюстрация из интернета, высмеивающая возможное будущее уроков литературы.

4. Вывод: тревога за будущее

В заключение выражается глубокая озабоченность наблюдаемой деградацией системы образования. Автор видит в текущих тенденциях опасную систему, которая уничтожает мыслящую личность, стремясь создать послушное и безвольное поколение. Эта резкая, но искренняя позиция продиктована любовью к своей стране и беспокойством за будущее собственных детей. Статья завершается призывом к читателям поделиться своим мнением в комментариях, чтобы обсудить эту важную проблему.

Всем добра и терпения!