В далеком 1620 году, более четырех столетий назад, у берегов залива Кэп-Код бросил якорь корабль «Мэйфлауэр». На его борту находились 102 человека — пуритане, бежавшие от религиозных преследований в Англии. Они были убеждены, что англиканская церковь отошла от истинного пути, и, пройдя через тяготы и даже казни единомышленников в Европе, решили искать новую жизнь за океаном. Основанная ими колония, пережившая суровую первую зиму, стала семенем, из которого со временем выросло могущественное независимое государство — Соединенные Штаты Америки.
1. Пророческая речь, определившая судьбу нации
Пример первых переселенцев вдохновил тысячи протестантов последовать за ними в течение следующего десятилетия. Чтобы укрепить дух будущих колонистов, преподобный Джон Уинтроп, позже ставший губернатором колонии Массачусетс, произнес знаковую проповедь на корабле «Арабелла». В ней он провозгласил, что новая община должна стать подобна «городу на холме» — образцу для всего мира, находящемуся под пристальным вниманием. Он говорил: «Мы должны думать, что станем как ГОРОД НА ХОЛМЕ. Все взгляды людей устремлены на нас». Эта идея богоизбранности и особой миссии глубоко укоренилась в формирующемся американском сознании.
Гравюра, показывающая прибытие Уинтропа в Новую Англию
2. Пуританские корни американского характера
Хотя текст самой речи Уинтропа был надолго забыт и пролежал в архивах, его дух продолжал жить. В первые века американская жизнь во многом строилась на пуританских (протестантских) принципах: строгость нравов, эмоциональная сдержанность, культ самообладания, трудолюбие, отказ от излишеств и лени. Центральное место занимало благочестие, подтверждаемое не только молитвой, но и добросовестным исполнением мирских обязанностей. Именно это поощряло предприимчивость и инициативу, заложив основы будущего экономического процветания.
Обратите внимание: Жизнь человека превыше всего.
Благодаря сочетанию религиозного рвения, трудолюбия и богатых природных ресурсов благосостояние колонистов быстро росло, опережая европейские стандарты. Культ знания и грамотности привел к тому, что уже в XVII-XVIII веках уровень грамотности в колониях достигал 60%, что было вдвое выше, чем в Европе. Одним из первых значимых учреждений стал Гарвардский университет, основанный в 1636 году для подготовки духовенства.
3. Возрождение идеи: поиск идентичности и «исключительность»
В середине XIX века, когда американцы активно искали ответ на вопрос о своей национальной идентичности, речь Джона Уинтропа была вновь обнаружена в архивах. Идея «города на холме» была переосмыслена как доказательство исключительности американского общества и его особой миссии. Этот образ стал краеугольным камнем политической риторики, особенно во второй половине XX века. Президент Джон Ф. Кеннеди, цитируя Уинтропа, заявлял, что правительство США должно быть подобно такому городу, осознавая свое «великое доверие и большую ответственность» перед всем миром.
4. Современное наследие: миссионерский дух и идеологическое противостояние
Убежденность в своей роли носителей универсального идеала свободы и демократии привела к формированию своеобразного мессианского комплекса во внешней политике США. Многие американцы верят, что их долг — нести эти ценности по всему миру. Религиозный фундамент этой идеи остается прочным: сегодня около 46.5% населения США идентифицируют себя как протестанты, а христианские конфессии в целом составляют большинство.
Интересно, что в XX веке схожей мессианской идеей — но уже в светской, коммунистической форме — обладал СССР, стремившийся к мировой революции и построению идеального общества. Это идеологическое и геополитическое противостояние двух «городов на холме» определило ход истории и, как отмечается в статье, его последствия ощущаются до сих пор, в том числе и в отношениях с современной Россией.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В 1620 году всего каких-то 403 года назад корабль Мэйфлауэр пристал к берегам залива Кеп-Код.