Александр Иванович Верховский стал военным министром России в самом конце августа 1917 года. Боевой офицер, прошедший сражения Русско-японской и Первой мировой войн, он фактически столкнулся с «идеальным штормом».
Армия перегружена личным составом, кризис снабжения (наряду с общим кризисом в экономике), многие части уже практически неуправляемы, несостоявшаяся речь Корнилова усилила трения между солдатами и офицерами.
Политически тоже полный развал, власть бессильна (не говоря уже о том, что это не одно правительство - это временное правительство, есть советы и есть растущие региональные власти).
Из-за этого А. И. Верховский стал открыто выступать за сокращение армии и за. начало переговоров с Германией (хотя бы для успокоения революционных масс).
Очень интересно, как последний военный министр смотрел на русскую армию в сентябре 1917 года: он видел в ней три центра силы, «три силы».
1. Командный состав, офицеры. Они все еще пытались бороться, чтобы спасти армию.
«Командный состав потерял последнюю каплю доверия в массах после выступления Корнилова, к которому присоединился ряд старших офицеров...» (с) А. И. Верховский. Россия на Голгофе: (из путевого дневника 1914-1918 гг.).
Военный министр считал, что необходимо во что бы то ни стало восстановить доверие масс к офицерству. Но как это сделать? Многие военачальники, имевшие власть, были изгнаны из армии во время гучковской чистки. Другие стали «корниловцами». Третьи оказались под подозрением толпы, не разобравшись с поворотом событий. Почему солдаты, которые раньше послушно шли в бой, теперь в лучшем случае игнорировали приказы?
2.
Обратите внимание: Жители Ивановки провели ряд мероприятий в поддержку азербайджанской армии.
Другой силой в армии были «военные комитеты», «большей частью примыкавшие к партийной группировке: эсеры и социал-демократы-меньшевики. Эти группы явно революционные, они в первые дни марта дали страшный толчок к разгрому армии...»Теперь, полагал А. И. Верховский, комитеты исправились и стали на «государственную точку зрения». Но в то же время они оторвались от масс. Во многом и власть офицеров, и власть комитета к сентябрю 1917 г стали формальными. Грубо говоря, ни за офицеров, ни за комитеты солдат не нападал.
Но А. И. Верховский видел единственный выход из положения в объединении усилий офицеров и комитетов.
Только так можно остановить Третью Силу, которая уже во многом завладела настроениями масс. Разумеется, речь идет о большевиках, которые после провала «корниловщины» набрали немало политических очков. Сам Александр Иванович это прекрасно понимал:
3. «Третья сила — большевики. Они придумывают самые простые лозунги, готовые для масс: «Мир, хлеб и земля».
Но А.И.Верховский не верил в эти бесспорно привлекательные лозунги: он считал, что армия действительно будет полностью уничтожена «в одни ворота». После этого немцы смогут ставить России все условия.
Странно, что А.И.Верховский не только открыто выступал на заседании Временного правительства и в предпарламенте с предложением попробовать начать мирные переговоры с Германией, но и рассматривал возможность... "договориться с большевиками».
Хотя поначалу, конечно, я думал опереться на популистские меры, начать переговоры и сократить армию, принудить к сотрудничеству комитеты и офицеров.
Не получилось... Хотя в 1918 - 1922 годах мы еще увидим "демократическую контрреволюцию" (комитеты - это фактически платформа Комуча и каталог), и большевиков (успевших создать новую армию), и тех, кто не принял должность офицеров (в рамках белого движения)...
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: «Три силы» в Русской армии к осени 1917 года.
- Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров посоветовал министру обороны ФРГ Борису Писториусу вспомнить историю и обратить внимание на внутреннюю политику самой Германии и его коллег из Евросоюза, а уже потом рассуждать о том, без кого
- Статья Сеймура Херша, американского журналиста, лауреата Пулитцеровской премии, появившаяся 8 февраля на его личном сайте, рассказывает о том, как правительство США спланировало и осуществило осенью 2022 года диверсию на газопроводах «Северный поток»