В рамках подготовки к встрече в Москве 20 марта Владимир Путин и Си Цзиньпин обменялись газетными статьями. Понятно, что экономические и, можно сказать, технологические аспекты начавшихся сегодня переговоров и отношений в целом имеют большое и самостоятельное значение. И из чего они состоят?
Неформальные переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина продолжались 4,5 часа1. 200 млрд уже в этом году
«Один из наших приоритетов — торгово-экономическое партнерство», — пишет Владимир Путин в статье, опубликованной накануне визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. «К концу 2022 года и без того солидный двусторонний товарооборот удвоился и достиг 185 миллиардов долларов. Это новый рекорд, отмечает он.
«И у нас есть все основания полагать, что лимит в $200 млрд, который мы установили с Председателем Си Цзиньпином, будет превышен не в 2024 году, а уже в этом году, — прогнозирует Президент РФ доля расчетов в национальных валютах во взаимной торговле растет, и наши отношения становятся еще более суверенными», — подчеркивает российский лидер в статье «Россия и Китай — партнерство, устремленное в будущее», опубликованной в китайской ежедневной газете «Жэньминь жибао». (Русская версия - на сайте Кремля)..
Эксперты признают, что товарооборот между двумя странами действительно растет как на дрожжах. Так, заведующий Лабораторией исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель указывает, что товарооборот с Китаем, по данным китайской стороны, вырос в 2022 году на 30%, до 190 млрд долларов за счет почти полуторакратного роста российского экспорт (+43%, до $114 млрд) и умеренный рост поставок из Китая (+13%, до $76 млрд).
По мнению аналитика ICSI Дмитрия Плеханова, основным драйвером российско-китайской торговли остаются поставки продукции топливно-энергетического комплекса.
«За последние 5 лет поставки российских товаров в Китай выросли более чем на 90%, при этом рост импорта из Китая составил около 60%. При этом, согласно таможенной статистике Китая за 2022 г., доля полезные ископаемые в общем объеме поставок российской продукции в Китай составляют 78%, что на 5 п.п больше, чем в прошлом году, констатирует эксперт.
Он добавляет, что следующим важным моментом является поставка на китайский рынок продуктов питания, продукции деревообработки и металлургии. На каждую из этих товарных категорий приходится от 5 до 7% российского экспорта в последние годы.
Что касается поставок китайских товаров в Россию, то здесь, отмечает Дмитрий Плеханов, основную часть товаров составляет продукция машиностроения, которая составляет чуть более 50% всего объема китайского экспорта в нашу страну.
Прошлый год также характеризовался значительным увеличением поставок продукции химической промышленности - на 62,7%, в результате чего доля данной категории продукции в общем объеме увеличилась до 15,8%. На третьем месте предложение одежды и обуви, доля которых составляет около 10% от общего объема.
«За счет программы параллельного импорта отмечен рост практически по всем направлениям, значительно расширен ассортимент. Вполне вероятно, что к концу текущего года товарооборот между странами значительно превысит 200 млрд долларов», — комментируют Артем Деев, руководитель аналитического отдела AMarkets, ситуация.
Старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами факультета маркетинговых технологий ИОМ РАНХиГС Борис Пивовар также считает, что в этом году будет достигнуто $200 млрд.
«Пока здесь преобладает российский экспорт нефти и газа: это продиктовано ценовым потолком, установленным в Европе и США, и поиском новых рынков сбыта. Китай, конечно же, ловит момент и активно покупает российское сырье. Думаю, что после визита Си Цзиньпина в Россию импорт тоже начнет расти. Китайские товары и оборудование сейчас пользуются спросом, и положительное сальдо внешней торговли постепенно стабилизируется, считает Пивовар.
2. Маршрут на восток через запад стал совсем неудобен
При этом, по словам Александра Кнобеля, дальнейшая динамика экспорта будет определяться не только мировыми ценами на энергоносители, но и эффективностью решения логистических задач, связанных с перенаправлением российского сырья с европейского рынка. Если бы не они, темпы роста стоимости импорта из Китая в Россию могли бы быть выше 13%.
«Основным сдерживающим фактором, вероятно, были логистические ограничения. Ранее значительная часть импорта из Китая в Россию шла через порты европейской части страны. Сейчас ограничения доступа в порты европейских стран и проблемы со страховкой усложняют использование этого маршрута поставок. В то же время железнодорожная инфраструктура азиатской части России в значительной степени перегружена. В связи с этим необходимо критически отнестись к использованию Транссиба и БАМа для обеспечения приоритетных перевозок важнейших грузов (не только при импорте, но и при экспорте), считает Кнобель.
Касаясь транспортной составляющей, Владимир Путин подчеркнул, что РФ и Китай «в прямом и переносном смысле наводят мосты».
Обратите внимание: Самые скандальные заявления Владимира Жириновского. Часть 1..
«Итак, в прошлом году наши приграничные районы соединили два мостовых перехода через Амур, давно ставший «рекой дружбы». Среди «волн и ветров» планеты мы тесно сотрудничаем в международных делах, стоим плечом к плечом, «как камень посреди бурного течения», мы эффективно согласовываем наши внешнеполитические позиции, боремся с общими угрозами, отвечаем на вызовы современности», — отмечает автор статьи.Этой же целью, по его словам, "является попытка связать строительство Евразийского экономического союза и инициативу "Один пояс, один путь».
Что касается сотрудничества по поставкам энергоресурсов в Китай, то российский лидер назвал газопровод «Сила Сибири» «сделкой века». Но хватит ли существующих мощностей для расширения сотрудничества?
По словам Артема Деева, строительство второго магистрального газопровода действительно необходимо. «Уже на стадии проектирования — «Сила Сибири-2». Запуск такого проекта через несколько лет позволит увеличить объемы поставок газа из России в Китай как минимум в два раза, что приведет к возможности замены большая часть газа экспортируется в ЕС, говорит аналитик.
3. Рубль и юань бьют рекорды
В то же время есть еще один важный аспект, который выделил Владимир Путин, — Россия и Китай «прокачивают» взаиморасчеты в национальных валютах.
- Расчеты в основном происходят в национальных валютах двух стран, поскольку это также является защитной мерой от возможных санкций со стороны США и ЕС. Доля юаня во внешнеторговом обороте РФ впервые превысила объем в долларах — это уже знаковое событие для двух государств, демонстрирующее укрепление торговых и общеэкономических отношений», — поясняет Артем Деев.
«Стоит отметить, что расчеты за поставки газа из России в Китай в 2022 году производились в национальной валюте на паритетной основе в рублях и юанях (50%/50%) также активный переход от использования долларов к национальным валютам, что развивает валютное взаимодействие между государствами, — говорит Елена Егорычева, кандидат экономических наук, эксперт экономического факультета РУДН.
Александр Кнобель приводит данные ЦБ РФ, согласно которым доля рубля в экспортных платежах увеличилась с начала 2022 года с 12% до 34% к концу года, а в импортных расчетах, наоборот, она снизилась с 29 до 27%. Доля юаня также увеличилась как в экспортных, так и в импортных расчетах – с 0,5 до 12% и с 4 до 23% соответственно. А доли других валют в дружественных странах составили всего 4%.
«Однако необходимо разделить валюту расчетов и валюту контракта. Например, платежи за поставки газа в ЕС были переведены в рубли, а цены остались в евро, и платежи проводились по текущему курсу. Такие механизмы могут снизить некоторые риски блокировки и замораживания активов, но они никак не ограничивают влияние колебаний обменного курса рубля на цены и объемы предложения, особенно промышленных товаров. Существенный ограничивающий фактор в использовании рубля в качестве расчетно-контрактной валюты, помимо санкционных ограничений и транзакционных издержек, это еще и высокая волатильность курса по отношению к основным мировым валютам, отмечает эксперт.
Тем не менее, как отмечает Елена Егорычева, в 2022 году объем торгов юанем на Московской бирже вырос в 40 раз, причем «аппетит» к китайской валюте проявляется не только на уровне государств, отраслей и компаний: граждане России демонстрируют рост интерес к юаню. И это также связано с ограничениями на операции с долларами и евро, которые были введены центральным банком весной 2022 года.
Кстати, китайская валюта хоть и является цифровой, но частично может стать прообразом отечественного цифрового рубля.
«По линии цифровых финансовых активов ЦБ РФ изучал и изучает опыт внедрения цифрового юаня — этот проект давно реализуется в Китае. Отчасти этот опыт наших китайских соседей включен в пилотный проект цифрового рубля, начиная с 1 апреля 2023 года, — говорит Артем Деев.
4. В поле и в космосе
Но если в случае с CFA мы только используем опыт, то в других сферах две страны уже точно взаимодействуют.
«С участием наших специалистов в Китае строятся новые атомные энергоблоки, китайские компании активно участвуют в СПГ-проектах, укрепляется промышленная и сельскохозяйственная кооперация. Мы вместе осваиваем космос, разрабатываем новые технологии, — пишет в своей статье Владимир Путин.
Как отмечает Артем Деев, в одном и том же аграрном секторе работа ведется по нескольким направлениям одновременно: «В АПК реализуется множество проектов, для которых необходимо приобретение современной сельхозтехники, в том числе у Китай.В дальневосточных и южных регионах России разрабатываются проекты по выращиванию традиционных китайских культур - риса, сои и др. подобные предприятия АПК также используют китайский опыт выращивания этих культур, повышения урожайности и т.д.продукции высока в Китае, но в первую очередь в нашей стране поднимается вопрос продовольственной безопасности».
5. Приоритет технологиям
Тезисы из статьи китайского лидера Си Цзиньпина, опубликованные в «Российской газете» и РИА «Новости» одновременно со статьей президента России, позволяют предположить, что даже с повышенной осторожностью Поднебесная уделяет приоритетное внимание развитию сотрудничества в технологической сфере.
«Китай 13 лет подряд позиционирует себя как крупнейший торговый партнер России. Объем взаимных инвестиций между двумя странами продолжает расти. Успешно реализуется ряд стратегически значимых проектов сотрудничества в сфере энергетики, космоса, авиации и транспортного сообщения. Сотрудничество по новым направлениям, таким как научно-технические инновации и трансграничная электронная коммерция, сохраняет высокую динамику Межрегиональное партнерство идет быстрыми темпами Все это не только приносит реальную пользу простым людям, но и дает неиссякаемый импульс развитию обеих стран», — пишет китайский лидер.
Какие импульсы видит Пекин, а что видит Москва, и насколько сходятся планы развития двух великих держав, их лидеры обсудят в ближайшие дни. Вряд ли можно сомневаться в том, что, хотя вопросы взаимной выгоды в торговле и инвестициях всегда сложны, на данном этапе российско-китайских отношений они будут решены.
Больше интересных статей здесь: Политика.