В своих мемуарах «Наука и общество» выдающийся физик Жорес Алферов признавался, что с детства вдохновлялся романом Вениамина Каверина «Два капитана». Девиз главного героя — «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — стал его жизненным кредо. Алферов подчеркивал, что для него всегда было важно понимать, за что именно он борется.
1. Воплощение мечты Петра I
Идея объединения науки и образования под одной крышей родилась еще в петровские времена. Петр I планировал создать комплекс, включающий Академию наук, университет и гимназию, но реализовать этот замысел не удалось. Спустя столетия, в 1999 году, академик Жорес Алферов осуществил эту мечту, основав Академический университет. В его стенах объединились научно-исследовательские лаборатории, университетские кафедры и Физико-технический лицей, создав уникальную образовательную экосистему.
Такая интеграция позволяет школьникам, студентам, аспирантам и преподавателям тесно взаимодействовать, что с ранних лет прививает молодежи интерес и любовь к научным исследованиям.
2. Политический компромисс во имя науки
Путь к созданию университета был непростым. Проект первого корпуса был готов еще в 1989 году, а в 1992-м, будучи вице-президентом АН СССР, Алферов даже сумел выделить на строительство бюджетные средства. Однако гиперинфляция тех лет превратила эти деньги в ничего не стоящие бумажки, и строительство застопорилось.
Переломный момент наступил в 1995 году, когда Алферову поступило предложение присоединиться к политическому движению тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина «Наш дом — Россия». Ученый, который и так занимался общественной деятельностью, надеясь помочь науке, к тому моменту был разочарован: его усилия совпали с распадом СССР и вызвали волну критики. «Избавьте, я не хочу никаких политических штучек-дрючек», — такова была его первоначальная реакция.
Однако несколько месяцев спустя Черномырдин лично пригласил академика на беседу. В ходе полуторачасового разговора Алферов подробно объяснил премьеру свою идею создания интегрированного научно-образовательного центра. Он убедительно доказывал, что объединение лицея, факультета и лабораторий под одной крышей позволяет «заразить» наукой ученика с самого юного возраста, поскольку для школьника авторитет университетского преподавателя зачастую выше, чем академика. Эта идея нашла отклик у Черномырдина.
Обратите внимание: За все нужно платить! (Россия).
Вскоре было подписано постановление о выделении 8 миллионов долларов на строительство. После этого помощники премьера вновь спросили Алферова о вступлении в движение. На этот раз ученый согласился. «Ну, получив 8 миллионов долларов на строительство дорогого мне дома, я не могу сказать: «Виктор Степанович, укатите со «своим домом»», — с иронией пояснил он свой выбор, признавая, что пошел на политический компромисс ради высшей цели.
3. Развитие университета и роль государства
Финансовую поддержку строительству в дальнейшем оказывали и другие премьер-министры — Евгений Примаков, Сергей Степашин и Владимир Путин. Особый импульс развитию дало присуждение Алферову Нобелевской премии по физике в 2000 году. После церемонии награждения его пригласили в Кремль. Путин, знакомый с академиком еще с конца 1980-х годов, искренне поздравил его и выразил гордость за российскую науку. Во время этой встречи Алферов попросил поддержки в строительстве второго корпуса для университета, и вскоре новое здание было возведено.
Таким образом, благодаря целеустремленности Жореса Алферова и поддержке государственных деятелей была создана настоящая колыбель науки, где воплотился в жизнь принцип «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Эта история — яркий пример того, как личная настойчивость и готовность к диалогу с властью могут привести к реализации масштабных проектов, важных для будущего страны.
Друзья, спасибо за внимание! Давайте будем на связи, ведь в будущем вас ждет еще много интересных публикаций.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В 1995 году Алферову предложили присоединиться к движению Черномырдина «Наш дом – Россия».