Он должен был унаследовать трон огромной державы, и если бы это случилось, история Испании и всего мира могла бы пойти совсем по другому пути. Его безвременная кончина навела современников на подозрение в отравлении. Однако не все так однозначно в этой истории.
XV век, мы в средневековой Испании. Только с одной оговоркой! Испании пока нет. На Пиренейском полуострове за власть борются три христианских королевства: Кастилия, Арагон и Наварра.
Каждое из этих королевств, в свою очередь, объединяло ранее существовавшие монархии. Например, и это важно для нашей истории, Арагон включал в себя ранее независимое Каталонское королевство со столицей в Барселоне.
Португалия особо не занимается заселением будущих испанцев. На юге последнее владение арабов на полуострове, Гранадский эмират, продолжает обороняться от христиан.
С начала века династические кризисы происходили по очереди во всех трех королевствах. Старый король Наварры, не имевший наследника мужского пола, выдает свою дочь замуж за второго сына короля Арагона, который войдет в историю как Хуан II Великий. А еще он станет одним из самых долгоживущих из всех средневековых монархов Европы, проведя в этом мире невероятные для того времени 80 лет жизни.
Брак между наваррской принцессой и арагонским принцем был заключен в 1419 году с одним условием. Трон после смерти старого короля Наваррского должен был перейти к его дочери, а затем и к ее детям. Муж, Хуан II Арагонский, не имел прав на королевство, он мог в лучшем случае рассчитывать на регентство с малолетним сыном.
У пары родилось двое детей – мальчик и девочка. Это означало, что Наварра сохранит свою независимость. Карл, родившийся в 1421 году и получивший титул принца Виана, должен был стать королем.
Но после скоропостижной смерти матери в 1441 году на князя посыпались несчастья.
Сначала отец, наследник арагонского престола, нарушил брачные договоры и не передал корону сыну. Вместо закрепленного за ним престола принц Виан получил позорную должность наместника своего отца Жуана II в Наварре. Сам отец в это время бросился в династическую борьбу в своем Арагоне и в 1458 году стал правителем родного королевства.
Кроме того, еще в 1444 году Хуан II женился во второй раз на знатной девушке Хуан Энрикес, которая была младше принца Вианы на 4 года. Вскоре у пары родился сын Фердинанд. Ходили слухи, что король Арагона хотел отдать наваррский трон своему младшему сыну.
Карл пытался завоевать из-за него трон Наварры силой, но потерпел поражение от отца. Принц был вынужден отречься от короны и покинуть страну. Какое-то время он жил у родственника в Неаполитанском королевстве, но в 1460 году решил вернуться домой.
Из Неаполя Карл Вианский прибыл на корабле в Барселону. В столице Каталонии, входившей в состав Арагонского королевства, его встретили восторженно.
Каталонцы всегда были националистами и в 39-летнем принце видели альтернативу ненавистному Хуану Арагонскому и возможную надежду на независимость. Раздраженный король Хуан II заключил своего сына в тюрьму.
Но это имело неприятные последствия и спровоцировало настоящий бунт в Барселоне. Хуан, опасаясь, что Наварра последует за Каталонией, где Карл де Виан также имел большую поддержку, освободил сына из тюрьмы и объявил его своим законным наследником.
Так несостоявшийся король Наварры после смерти отца должен был получить не только причитающееся ему материнское королевство, но и отцовский Арагон. И это представление было очень ясным, Хуан II Великий готовился отпраздновать свое 63-летие. Солидный возраст для того времени.
Принц Вианский начал искать подходящую невесту. Его первый брак оказался бездетным (хотя Чарльз успел воспитать кучу бастардов на стороне) и теперь наследник двух престолов всерьез переживает за собственного наследника.
Единственной серьезной политической силой, недовольной таким положением вещей, была жена Хуана II Арагонского, мачеха принца Виана, королева Хуана Энрикес. Ее сын Фердинанд, который до возвращения Карла считался наследником, оказался не у дел. Но не на долго.
Эйфория принца Вианы длилась всего семь месяцев. В сентябре 1461 года Карл умер.
Для придворных его смерть вовсе не была неожиданной. Принц много лет страдал респираторными заболеваниями, и вскрытие, проведенное королевскими врачами, подтвердило туберкулез.
А вот в Каталонии известие о смерти наследника восприняли однозначно – его отравили. Кому была выгодна его смерть? Конечно, королева Хуана Энрикес и ее сын, который, впрочем, был еще мал для таких дел.
Каталония восстала. Вспыхнула гражданская война в Арагонском королевстве. Королева Хуана Энрикес и ее сын Фердинанд, ставший в свою очередь наследником, едва не погибли. Королю Хуану II удалось с большим трудом и только через 10 лет усмирить мятежников.
И хотя ни один современный историк не отрицает естественной смерти принца Вианы, в народной памяти испанцев и каталонцев он остался мучеником, а Хуана Энрикес превратилась в злобную отраву.
В некоторых церквях Каталонии Карла до сих пор почитают почти как святого. Поскольку он не был каталонцем, он стал одним из символов каталонского сепаратизма.
Несостоявшийся монарх, принц Виан, стал очень популярным персонажем среди художников и писателей. Несмотря на то, что Чарльз покинул этот мир в довольно зрелом возрасте (40 лет), исторические живописцы обычно изображали его молодым. Что еще раз подчеркнуло трагичность его не слишком ранней кончины.
Интерес к персоне принца Испании связан с очень важным обстоятельством. Если бы он пережил своего отца, история Испании могла бы пойти по другому пути. И не только испанцев, может быть, судьба всего мира сложилась бы иначе.
Если бы Карл стал королем Наварры и Арагона, вряд ли Испания скоро объединилась бы. Но его смерть проложила путь королеве Хуане Энрикес к организации брака ее маленького сына Фердинанда с Изабеллой, наследницей кастильского престола.
Арагон, Наварра и Кастилия объединятся. Пройдет какое-то время и все забудут о трех королевствах, а на карте все равно появится единая Испания.
Союз Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской сыграл большую роль в мировой истории. Именно они предоставили средства Христофору Колумбу для путешествия в Индию, результатом которого стало открытие американского континента.
Но это совсем другая история…
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: И что не так в этой истории.
- Экс-глава Роскосмоса считает, что настала пора смыть «пену безродную» с «русского моря»
- Россия должна отомстить США и их союзникам за подрыв «Северных потоков» таким ударом, чтобы они никогда больше не смогли проводить подобные диверсии, заявил бывший израильский разведчик, экс-руководитель спецслужбы «Натив», военный эксперт и политолог Яко