Кибуцы, уникальные израильские сельскохозяйственные коммуны, прошли долгий путь от идеалистических общин начала XX века до современных, часто процветающих, поселений. Их история — это история поиска баланса между коллективными идеалами и личными свободами.
1. Демократия и равенство в действии
Основой управления традиционного кибуца была прямая демократия. Хотя ежегодно избирались исполнительные органы, ключевые решения принимались на общем собрании всех членов. Принцип ротации распространялся на все виды работ, от руководящих постов до самой неквалифицированной работы, что подчеркивало равенство. Яркой иллюстрацией этого подхода служит известная история о том, как отставной премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, будучи членом кибуца, лично обслуживал высокопоставленных иностранных гостей в общей столовой, чем приводил их в изумление.
2. Закрытое общество и социальный контроль
Многие кибуцники — это потомственные члены общины, чьи семьи живут там поколениями. Это формирует тесное, сплоченное, но и довольно закрытое сообщество. В такой среде, где все знают друг друга с детства, действуют сильные неписаные правила. Социальный контроль значителен, а личная жизнь часто становится достоянием общественности. Как в любой маленькой общине, репутация здесь крайне важна, и проступок может надолго закрепить за человеком определенный «ярлык».
3. От аграрных коммун к экономическим центрам
Если изначально кибуцы были сельскохозяйственными поселениями, то сегодня многие из них превратились в успешные предприятия с развитой инфраструктурой: бассейнами, спортивными комплексами, школами и клиниками. Члены кибуца, работающие «на стороне» (например, юристы или программисты), часто часть своего времени или доходов отдают на нужды общины. Хотя в классических кибуцах действовал принцип полного равенства в оплате (уборщик и инженер получали одинаково), сегодня многие сообщества отошли от этой жесткой модели, допуская личные доходы и собственность.
4. Коллективное воспитание: травмы и ностальгия
Одной из самых радикальных и спорных практик в истории кибуцев была система коллективного воспитания детей. Младенцы и дети жили отдельно от родителей, в общих детских домах, встречаясь с семьей лишь на несколько часов в день. Эта система, призванная освободить женщин для труда и воспитать новое коллективистское поколение, оставила глубокий след. Многие выросшие в таких условиях дети испытывали чувство покинутости, в то время как для других кибуцное детство, с его свободой и заботой всей общины, вспоминается как «золотой век».
5. Современные реалии: отбор и частная собственность
Если раньше в кибуц принимали практически любого готового трудиться, то сегодня приемная комиссия тщательно оценивает потенциального члена: его образование, профессию и даже финансовое состояние. Полная общность имущества, характерная для прошлого, теперь встречается реже. Современные кибуцы часто допускают личные сбережения и собственность, хотя принцип значительных взносов в общую казну обычно сохраняется.
6. Общая столовая как социальный хаб
Общественная столовая была и остается сердцем социальной жизни кибуца, местом не только для приема пищи, но и для обсуждения новостей и решения вопросов. Однако коллективное принятие решений о меню (путем голосования) иногда приводило к однообразному питанию. Многие кибуцники впервые пробовали экзотические для общины продукты лишь после отъезда в армию или университет.
7. Наследие и трансформация
Несмотря на все изменения, историческая роль кибуцев неоспорима. Они сыграли ключевую роль в заселении страны, развитии ее сельского хозяйства, промышленности и даже туристического сектора. Сегодня это движение сильно видоизменилось, отойдя от многих жестких принципов прошлого в поисках компромисса между коллективной силой и индивидуальными устремлениями. Для многих детей это был безопасный и обеспеченный рай, в то время как взрослые часто тосковали по большей личной автономии, что в итоге и привело к глубокой эволюции всего кибуцного движения.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Как живут в израильских кибуцах.