Эволюция российского парламентаризма: от истоков до современной управленческой модели

В России на этой неделе проходит День российского парламентаризма. Эта памятная дата, официально учреждённая в 2012 году, символически связана с историческим событием — первым заседанием Государственной думы Российской империи, состоявшимся 27 апреля 1906 года по старому стилю. Эта дата отмечает начало сложного и многогранного пути развития парламентских институтов в нашей стране.

1. Федеральный парламентаризм: трансформация за три десятилетия

Учитывая федеративное устройство России, понятие парламентаризма здесь охватывает не только обе палаты Федерального собрания (Государственную Думу и Совет Федерации), но и законодательные собрания всех субъектов Федерации. За тридцать лет, прошедшие после принятия демократической Конституции, институт парламентаризма в России претерпел серьёзную политико-правовую эволюцию.

Государственная Дума, которая в 1990-е годы часто выступала в роли оппозиции президентской власти, в начале XXI века постепенно трансформировалась в площадку для принятия консолидированных решений и формирования легитимного политического пространства. Параллельно с политическими изменениями менялся и подход к формированию депутатского корпуса: избирательная система на выборах в Госдуму колебалась от смешанной к пропорциональной (в 2007 и 2011 годах) и снова вернулась к смешанной модели.

2. Совет Федерации: от палаты губернаторов к профессиональному сенату

Совет Федерации также прошёл через несколько ключевых реформ. В начале 2000-х годов он существовал в формате «палаты региональных лидеров», где заседали действующие губернаторы и главы региональных парламентов. Это создавало своеобразный институциональный конфликт: одни и те же люди одновременно руководили исполнительной властью в регионе и участвовали в федеральном законотворчестве, что противоречило принципу разделения властей.

Целью первой масштабной реформы, инициированной Владимиром Путиным, стало устранение этого противоречия и «профессионализация» работы верхней палаты. Членами Совета Федерации стали назначаемые представители региональных властей, которые могли полностью сосредоточиться на законотворческой работе в Москве. Интересно, что на волне этих изменений был создан Государственный совет, который изначально действовал на основе указов, а в 2020 году приобрёл статус конституционного органа, став федеральной площадкой для координации работы глав регионов.

3. Современная роль Федерального Собрания

Сегодня Федеральное Собрание демонстрирует слаженную и ритмичную работу, синхронизируясь с курсом президента и Правительства. С точки зрения реализации своих функций российский парламент стал неотъемлемым элементом общей системы государственного управления. Эта роль особенно чётко проявилась в последние два созыва, когда нижняя палата взяла курс на масштабную ревизию и систематизацию законодательства, накопленного за все предыдущие годы. Таким образом, субъектность парламента выстраивается в рамках управленческой парадигмы и выражается в законодательном обеспечении единой государственной политики.

4. Региональный парламентаризм: от самостоятельности к унификации

Значительные изменения за эти годы произошли и на региональном уровне. В 1990-е годы, в период становления новой государственности, региональным законодателям приходилось не только выстраивать собственные правовые системы, но и заполнять пробелы в федеральном регулировании, которых было немало по политическим и практическим причинам.

Переломным моментом стало создание в 2000 году федеральных округов и института полномочных представителей президента. Именно на них была возложена задача проведения единой федеральной политики в регионах, включая обеспечение законодательного единства. Полпреды активно способствовали унификации регионального законодательства, что существенно ограничило законодательную самостоятельность субъектов Федерации. Этот процесс контролировался и поддерживался прокуратурой и территориальными органами Министерства юстиции.

5. Совет законодателей: связующее звено федеральной системы

Традиционно в День российского парламентаризма или накануне него проходит заседание Совета законодателей Российской Федерации.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

В этом году встреча также состоится, её площадкой станет Таврический дворец в Санкт-Петербурге, а ожидаемым участником — глава государства Владимир Путин. В мероприятии примут участие федеральные и региональные парламентарии.

Совет законодателей, созданный в 2012 году, часто остаётся вне фокуса широкого общественного внимания, что порождает скептицизм относительно его роли. Однако его создание фактически завершило процесс интеграции региональных законодательных органов в единую архитектуру законодательной власти России. Этот орган, с одной стороны, является площадкой для межпарламентского взаимодействия, а с другой — выполняет функцию «фильтра» для законодательных инициатив, поступающих из регионов.

Деятельность Совета законодателей носит открытый характер. С 2013 года через него прошло более 2500 региональных законопроектов, из которых около четверти было направлено на рассмотрение в Государственную Думу. Каждая инициатива проходит всестороннюю экспертизу в профильных комитетах и юридических службах обеих палат парламента. Такая практика позволяет не только улучшать качество самих региональных инициатив, но и находить альтернативные пути решения проблем через корректировку местного законодательства и правоприменительной практики.

6. Технократизация и новые приоритеты

Принятый в 2020 году конституционный принцип единства публичной власти закрепил интеграцию федеральной, региональной и муниципальной систем управления. Этот принцип создаёт основу для технократического подхода, в котором приоритет отдаётся эффективному государственному управлению.

В этом контексте и современный российский парламентаризм можно охарактеризовать как технократизированный, особенно в части законотворческих функций. Политическое представительство, безусловно, сохраняется, особенно в период избирательных кампаний. Однако классическая политическая борьба идей и программ сегодня часто уступает место оценке избирателями практической полезности и эффективности депутатов, их умения решать конкретные проблемы граждан в рамках «теории малых дел». Политические партии также всё чаще выдвигают кандидатов, руководствуясь их реальным вкладом в решение государственных задач.

Ярким показателем этой тенденции стало выдвижение на руководящие должности волонтёров и медиков в период пандемии, а сегодня — участников специальной военной операции и общественных активистов. Эта практика также является важной характеристикой российского парламентаризма, сложившегося к 2023 году.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: На этой неделе в России отмечается День российского парламентаризма — памятная дата, установленная в 2012 году, и приуроченная к началу работы Государственной думы Российской империи 27 апреля (по старому стилю) 1906 года.