Решение России о прекращении участия в зерновой сделке, срок которой истёк 17 июля, не стало неожиданностью для экспертного сообщества. Как раз в этот день в РИА Новости состоялся круглый стол, посвящённый последствиям данного шага. С экономической точки зрения выход из соглашения для России не имеет негативных последствий, поскольку взятые в её пользу обязательства так и не были выполнены. Однако политические последствия уже начали проявляться, и первой из них стала неоднозначная реакция Турции.
Утром 17 июля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков официально подтвердил, что соглашение прекращает своё действие, так как российская часть договорённостей осталась нереализованной. Позже официальный представитель МИД Мария Захарова сообщила, что Турция, ООН и Украина были уведомлены о возражениях России против продления «зерновой инициативы».
Официальная Анкара в ответ выразила сожаление по поводу решения Москвы, пообещав содействовать в устранении барьеров для экспорта российской сельхозпродукции. Однако турецкие СМИ высказались в совершенно ином ключе. По данным РИА Новости, местная пресса, ссылаясь на источники в правительстве, заявила, что соглашение будет работать и без участия России, а турецкие военные корабли продолжат сопровождать суда с украинским зерном.
1. Сожаление Анкары не должно нас волновать
«Мы часто заявляем о невыполнении партнёрами обязательств, но ограничиваемся лишь словами. Это создаёт у западных оппонентов иллюзию, что Россию можно безнаказанно обманывать. Наш давний знакомый Эрдоган использует ту же тактику, действуя исключительно в своих интересах. Давно пора переходить на более конкретный язык действий», — заявил на круглом столе чрезвычайный и полномочный посол, профессор НИУ ВШЭ Андрей Бакланов.
«Мы сделали всё, чтобы Эрдоган победил на выборах. И топливо для АЭС «Аккую» поставили, и продлили зерновое соглашение, выгодное в первую очередь Турции. Какой ответ мы получили? Мы видим, как на границе в Сумской области выселяют местное население. Причина ясна: оттуда готовится удар по Брянской и Курской областям, причём Курская АЭС находится всего в 50 км от границы. При этом Эрдоган встречается с Зеленским, заявляет о поддержке Украины, освобождает бойцов полка «Азов», поставляет Киеву ударные БПЛА, способные атаковать нашу АЭС, и строит на Украине завод по их производству.
Обратите внимание: Зеленский недоволен заявлением Главы СНБО Алексея Данилова по поводу "Вконтакте".
После всего этого нас не должно беспокоить сожаление, выраженное МИД Турции», — считает заведующий отделом ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев.«Зерновая сделка для России носила чисто политический характер — это был аванс Эрдогану. Благодаря ей Турция стала одним из ведущих мировых производителей муки. Однако Эрдоган и его окружение не ответили на этот аванс взаимностью», — резюмирует директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
2. Шторм в Черном море: поиск нового баланса
«Если Эрдоган действительно союзник России, то ничто не мешает ему закупать российское зерно и производить из него турецкую муку, как он делал это с украинским. Если же он хочет помогать бедным странам, то почему не начал этого делать раньше?» — задаётся вопросом Владимир Аватков, заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН.
По его мнению, важно не только оказывать поддержку Эрдогану, но и отдавать себе отчёт, кого именно мы усиливаем. «Пока мы этого не понимаем до конца. То, что Эрдоган не допустил ВМС США к нашему черноморскому побережью, мы сразу восприняли как дружеский жест. Но этот шаг может означать и нечто иное: он просто демонстрирует, кто здесь хозяин», — полагает Аватков.
Корреспондент «Эксперта» задал на круглом столе вопрос: может ли Турция под прикрытием зерновой сделки попытаться установить контроль над украинской территорией в Одесской области? Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский ответил следующим образом:
«Важно понимать, как Турция видит устройство мира. Вспомните фотографию, где Эрдоган изображён с лидером турецких националистов Девлетом Бахчели, держащим в руках карту тюркского мира. Удивительно, что у МИД России или стран вроде Украины, Киргизии, Узбекистана, Казахстана не возникло вопросов. Особенно если учесть, что наши переводчики деликатно перевели это как «тюркский мир», хотя на самом деле это карта «Великого Турана». И Одесса, конечно, в неё входит. После презентации этой карты вопросы остались только у Армении, которая понимает, что на этой территории нет места армянам, а города названы азербайджанскими именами», — пояснил эксперт.
По его словам, России никогда не следует забывать, что Турция видит мир именно таким, каким он изображён на той карте, какие бы дружественные отношения между нашими странами ни складывались. Анкара целенаправленно выращивает протурецкие элиты в странах бывшего СССР, в том числе на украинском побережье Чёрного моря. Эти элиты антиевропейские и антиамериканские, но отнюдь не пророссийские. И если, например, Одесса благодаря России сможет выйти из-под контроля Киева, вероятность её перехода в турецкую сферу влияния будет весьма высока.
«Турки умеют ждать. Они выстраивают стратегию так, чтобы дождаться ослабления противников, а затем взять своё. Мы никогда не должны этого забывать», — подчеркнул Надеин-Раевский. Возвращаясь к зерновой сделке, он отметил, что до февраля 2022 года 70% турецкого хлеба выпекалось из российской муки, которую теперь полностью заменила украинская.
Однако, несмотря на все противоречия, у России и Турции есть общий стратегический интерес: ни Анкара, ни Москва не хотят, чтобы Чёрным морем правили США. Как считает Владимир Евсеев, России следует искать с Турцией новый, «незерновой» формат соглашения, никак не связанный с посредничеством ООН. Это позволит двум самым мощным военным державам региона, избегая прямого столкновения, не допустить того «большого шторма» в Чёрном море, на который надеются в Вашингтоне.
3. Главное — баланс и деликатность
По мнению Андрея Бакланова, необходимо, не обостряя отношений и не останавливая совместные проекты вроде строительства АЭС и газопроводов, дать Анкаре чётко понять, что поддержка Украины не в её интересах, а объект по производству БПЛА в Василькове будет уничтожен. «Спорить не о чем, но акценты нужно расставить», — сказал дипломат.
Также важно, чтобы Анкара знала: в отличие от украинских военных, турецких наёмников, как и любых других, в плен брать не будут, добавил Владимир Евсеев. Владимир Аватков же посоветовал в отношениях с Турцией соблюдать баланс — не перебарщивать ни с кнутом, ни с пряником.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Политологи и дипломаты считают, что остановка зерновой сделки — отличный повод выяснить отношения с Турцией.