История знает примеры создания эффективных силовых структур в ответ на вызовы времени. Яркий пример — военная контрразведка «СМЕРШ», созданная 19 апреля 1943 года. Её название, означающее «Смерть шпионам», точно отражало суть и задачи. Сегодня, в эпоху локальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и новых угроз, возникает вопрос: как назвать и как организовать защиту гражданского населения? Автор предлагает вариант — «РОСЗАНАС» (Российская защита населения), объединяющий функции гражданской обороны и защиты от ЧС.
1. Опыт прошлого: гражданская оборона при Минобороны и МЧС
Чтобы понять, как должна работать новая структура, полезно проанализировать прошлый опыт. Автор, имеющий 28-летний стаж военной службы и опыт в ГО, сравнивает два периода.
Плюсы системы при Министерстве обороны: централизованное управление, обеспечение защиты крупных городов, снабжение инженерной техникой и вооружением.
Плюсы системы при МЧС: смещение фокуса на защиту населения и объектов от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Минусы системы при Министерстве обороны: недостаточное внимание к защите инфраструктуры малых городов и населённых пунктов.
Минусы системы при МЧС: передача пожарной охраны от МВД и переложение контрольных функций в области ГО на госпожнадзор, что, по мнению автора, ослабило систему.
2. Проблема контроля: «надзорные каникулы» и их последствия
Ключевой проблемой сегодняшней системы автор видит ослабление контрольных функций. С 2016 года для малого бизнеса действует мораторий на плановые проверки, введённый как мера поддержки предпринимательства. Хотя законодательство обязывает предприятия иметь планы действий при ЧС и на военное время, многие их не разрабатывают именно из-за снижения контроля со стороны надзорных органов.
Трагический пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово в 2018 году, унёсший 64 жизни, не привёл к отмене этого моратория. Мораторий был продлён до конца 2020 года. Автор отмечает, что тогдашний министр МЧС Владимир Пучков прямо указал на связь трагедии с отсутствием плановых проверок.
3. Реорганизация МЧС и её итоги: сокращение возможностей
Реформы в системе МЧС, по наблюдениям автора, привели к негативным последствиям на местах. В качестве примера приводится город 3-й категории по ГО. После передачи функций ГОЧС местным властям штат специалистов сократился вдвое, включая дежурно-диспетчерскую службу. Сократились курсы ГО, прекратились министерские проверки готовности, уменьшилась работа по обучению детей в школах и лагерях. Всё это привело к значительному снижению уровня подготовки населения к действиям в ЧС и в военное время.
4. Вызовы современности и необходимость новой структуры
Сегодняшняя геополитическая и эпидемиологическая обстановка требует новых решений. Обострение ситуации на Донбассе, нестабильность в Белоруссии, Киргизии, Армении, а также вторая волна пандемии создают комплексные угрозы безопасности граждан.
В этих условиях, считает автор, одного МЧС и миротворческих контингентов недостаточно. Нужен «новый фронт» защиты населения. По аналогии с созданной Росгвардией, предлагается создать новое силовое ведомство — «РОСЗАНАС» на базе МЧС, но с расширенными полномочиями и задачами, сосредоточенными исключительно на защите населения. В рамках этой реформы предлагается вернуть пожарную охрану и госпожнадзор в систему МВД для повышения эффективности контроля.
Автор призывает специалистов и общественность к дискуссии по этому важному вопросу. Пишите, что думаете об всем этом в комментариях.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
Владимир с глубинки.