ЕГЭ и кризис образования: от наставничества к «биоматериалу»

Уже полтора десятилетия система образования находится под гнетом бездушной оценки знаний, навязанной в форме единого государственного экзамена. Это можно сравнить с абсурдной ситуацией, когда рыбу оценивают по её умению лазать по дереву — такая метафора как нельзя лучше отражает суть происходящего.

То, что подобный подход методично уничтожает нашу систему образования и подготовку настоящих специалистов, стало очевидно многим. Однако возникает закономерный вопрос: если это продолжается, значит, кому-то это выгодно? За этим стоит определённый расчёт.

1. Советское наследие: когда образование было приоритетом

Часто критикуя различные аспекты советской эпохи, мы, как правило, делаем исключение для системы образования. Она была, если не главным, то одним из ключевых достижений того времени. Государственные лидеры тогда чётко осознавали: для развития страны необходимы высококвалифицированные инженеры, архитекторы, врачи, учителя. Человеческий капитал ценился выше любых природных ресурсов, ведь именно он определял будущее. Педагоги той поры были не просто преподавателями — они были наставниками, сопровождавшими ученика от школьной скамьи до профессионального становления.

Современную инфраструктуру и промышленный потенциал страны заложили именно инженеры советской школы. Наследие того времени окружает нас до сих пор. Тогда почему сегодня мы наблюдаем противоположные тенденции: сокращение числа вузов, унизительно низкие зарплаты учителей и ухудшение условий их труда?

2. Новые реалии: от капитала к «биоматериалу»

Складывается впечатление, что в современном цифровом мире для нашей страны уготована иная роль в глобальной системе. Неужели мы обречены лишь на обслуживание сырьевых отраслей? Если это так, то к чему тогда все громкие заявления о национальном величии и развитии?

Сегодня все говорят о цифровизации, но за технологическими процессами забывают о главном — о человеке. В этом и заключается коренное отличие эпох. Если раньше говорили о «человеческом капитале», то теперь в официальных документах можно встретить холодный и обезличенный термин «биоматериал». Это говорит о кардинальной смене парадигмы.

3. Тревожное будущее: антиутопия становится реальностью

Сложно даже представить, к чему приведёт текущий курс через пять-десять лет. Мрачные прогнозы антиутопий Оруэлла и Хаксли перестают быть просто литературой и всё больше напоминают нашу возможную реальность. Хочется воскликнуть: «О, дивный новый мир, пощади! Дайте нам пока старый, мы к такому ещё не готовы!»

Всем, кто способствует этой трансформации — переходу от общества граждан, мыслящих и созидающих личностей, к управляемой массе, — нужно твёрдо заявить: «No pasarán!» («Они не пройдут!»). За наше право на настоящее образование, за будущее, достойное человека.