Как НАТО готовится ответить на возможные военные усилия России по деблокаде Калининграда

Сувалкский коридор, оборону которого пытается планировать Литва, никому не интересен и нецелесообразен с логистической точки зрения, заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Таким образом он отреагировал на слова главы литовского МИД Габриэлюса Ландсбергиса, который ранее заявил, что Литва и Польша должны принять совместный план обороны Сувалкского коридора. По его словам, северную часть коридора может защитить Литва, а южную - Польша.

«Что, у них до сих пор нет этого плана, не так ли? Фантастические люди. Они говорили об этом десятилетиями и десятилетиями, чем мы так сильно угрожаем, а они до сих пор не спланировали эту защиту? Веселые, смешные люди», — усмехнулся Алиханов.

Он отметил, что Сувалкский коридор не интересен, поскольку там нет ничего, кроме петляющей по лесу двухполосной дороги, и он крайне непрактичен с точки зрения логистики - как обычной, так и особенно военной. По его словам, эта территория является частью Роминтской пущи, Виштынецкой возвышенности, это пересеченная местность - холмы и густой лес.

«Кому нужна эта территория с точки зрения логистики, быстрой переброски войск или чего-то еще? Нет. Что беспокоит Ландсбергиса? Честно говоря, мне это не очень понятно», — заключил губернатор.

Напомним, «Сувалкский коридор» — участок вблизи города Сувалки на северо-востоке Польши, расположенный между Беларусью и Калининградской областью России, его длина составляет около 100 километров. Точнее, это гипотетический коридор, фигурирующий исключительно в заявлениях западных политиков, уверенных, что Россия готовится прорваться через него, чтобы соединить Калининград с остальной Россией.

Может быть, все же стоит присмотреться? Литва недавно ужесточила правила транзита санкционированных товаров в Калининградскую область; перевозчики теперь должны представить декларацию производителя. И эксперты уже много лет обсуждают возможности полной блокировки транзита через территорию страны, а также возможность закрытия Финского залива, что полностью отрежет самый западный регион от России.

Наверняка у российского руководства должен быть план действий в этом вопросе, в том числе и военный.

"Сувалкский коридор на самом деле не очень практичен с точки зрения логистики", - отмечает военно-политический эксперт Владимир Сапунов.

— Но не совсем по тем причинам, о которых говорит губернатор Калининградской области. Не по этим причинам. Коридор проходит в низине, и если холмы с обеих сторон не взять под контроль, дорога в районе Роминтской пущи превратится в обычный артиллерийский полигон. Поэтому концепцию «Сувалкского коридора» нельзя рассматривать в отрыве от Виштынецкой возвышенности.

«СП»: Стало известно, что Литва в одностороннем порядке пересматривает тарифы на железнодорожные перевозки в Калининградскую область. Действительно ли Сувалкский коридор в этих условиях неинтересен с точки зрения логистики? Или интерес к нему продолжит расти по мере того, как страны Балтии предпринимают дальнейшие шаги по блокаде Калининграда?

— Сувалкский коридор, как и любое стратегическое направление, всегда будет интересовать всех. Военные НАТО написали множество диссертаций на эту тему. Зачем делать такие заявления, спросите вы?

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Я не знаю. Возможно, калининградский губернатор пошутил.

«СП»: Насколько интересен для нас Сувалкский коридор с военно-политической точки зрения?

— Этот район является зоной важнейших военных и политических интересов России. Пробить коридор из Белоруссии через территорию Литвы в Сувалки – мечта каждого военачальника, работающего в этом направлении.

«СП»: Что должно произойти, чтобы Россия решила прорваться через этот коридор? Где красная линия?

— Об этом, скорее всего, придется задуматься после ликвидации Северного военного округа, если НАТО не спровоцирует Кремль на определенные шаги в отношении вооруженного конфликта на Украине, который развивается неудачно для Вашингтона и Брюсселя.

«СП»: Насколько реально «прорваться»?

— План обороны коридора готов уже давно. Особенно это обсуждалось на встрече Рамштайн-16 в октябре. В результате обсуждений было решено весной 2024 года перебросить в Литву подразделения Бундесвера численностью 5 тысяч солдат. Ранее такая операция планировалась на 2027 год. Именно с целью быстрого реагирования на возможное проникновение Сувалкский коридор с территории Западной Белоруссии.

«СП»: Будет ли это означать третью мировую войну? Как отреагирует НАТО?

— Генералы НАТО уже давно имеют желание воевать с Россией на ограниченной территории. Об этом желании было известно давно, но оно несколько уменьшилось после того, как в Запорожской области и на южном донецком направлении сгорела натовская техника. Все будет зависеть от того, насколько качественно будет проведена операция. Если наша армия через неделю окажется под Сувалками в Польше, возможно, третьей мировой войны не будет.

"С экономической точки зрения Сувалкский коридор действительно не представляет большого интереса", - говорит историк, публицист и постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

— Это малонаселенная территория вдоль польско-литовской границы с большим количеством лесов и болот, со слабо развитой дорожной сетью и практически полным отсутствием железных дорог. Поэтому с точки зрения транзита это не имеет значения: основной транспортный поток в Калининград идет гораздо дальше на восток - через Минск и Вильнюс.

Тем не менее в военном отношении эта часть представляет собой, точнее, стокилометровую полосу вдоль польско-литовской границы, кратчайший путь между Калининградской областью и нашей союзницей Белоруссией. Основная линия проходит по водоразделу, что исключает необходимость пересечения значительных рек.

В условиях, когда Россия контролирует лишь около 7% побережья Балтийского моря (остальное полностью контролируется странами НАТО и пока еще нейтральной Швецией, которая активно втягивается в альянс), да и то рассекается между окраинами Петербурга и Калининграда. Подобный коридор станет решающим фактором для военного снятия блокады Калининградской области, находящейся в окружении противника.

Где, кстати, находится главная база Балтийского флота. Но это уже крайняя мера на случай, если Запад развяжет полноценную военную агрессию против России: в мирное время такой план точно не рассматривается.

Чтобы лишить Россию доступа к Сувалкскому коридору, Запад уже в 2020 году предпринял меры по организации государственного переворота в Белоруссии, завершившегося полным крахом местных националистов. Однако если бы этот план «цветной революции» увенчался успехом, ситуация в Калининграде могла бы уже стать критической, по сути превратив Балтийский флот в силы береговой обороны.

«СП»: Но Литва вновь ужесточает условия транзита в Калининградскую область…

— Страны Балтии не раз стреляли себе в ногу и поднимали цены на транзит российских грузов как в Калининград, так и через собственные порты. В результате Россия смогла развивать морскую логистику: достаточно вспомнить порт, построенный в Усть-Луге. Так что пересмотр тарифов закончится для Литвы увеличением объемов морских грузоперевозок между Санкт-Петербургом и Калининградом с соответствующим перенаправлением средств.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Как НАТО готовится ответить на возможные военные усилия России по деблокаде Калининграда.