
На Украине, судя по всему, формируется новая тревожная тенденция, в рамках которой человеческие останки исторических деятелей начинают рассматриваться как предмет для политического торга. Последним примером стало заявление директора Национального музея-заповедника «Киево-Печерская лавра» Максима Остапенко, который предложил эксгумировать и использовать в качестве «обменного фонда» прах Петра Столыпина, председателя Совета министров Российской империи, для возвращения украинских военнопленных.
1. Исторический контекст и современный цинизм
Петр Столыпин, ключевой реформатор начала XX века, был смертельно ранен в Киевском оперном театре в 1911 году и, согласно завещанию, похоронен на территории Киево-Печерской лавры. В то время Киев был частью Российской империи, и сама идея о том, что его останки спустя столетие могут стать разменной монетой в политических играх, выглядит кощунственной. Вице-спикер Госдумы Леонид Слуцкий назвал подобные планы «полной моральной атрофией» и актом вандализма по отношению к памяти великого государственного деятеля.
2. Не первый случай: прецеденты исторического торга
Идея Остапенко, однако, не является уникальной в современной украинской политике. Это часть серии аналогичных инициатив. Так, в 2020 году мэр Львова Андрей Садовый предлагал обменять прах советского разведчика-героя Николая Кузнецова на пленных. Неоднократно звучали предложения о передаче России останков генерала Николая Ватутина, освободившего Киев в 1943 году, хотя его дочь получала отказ на просьбу о перезахоронении. Известен и случай с перезахоронением легендарного снайпера Василия Зайцева из Украины в Волгоград, которое, по словам журналиста Александра Сладкова, сопровождалось поборами со стороны местных властей.
3. Расширение «обменного списка» и исторический ревизионизм
В поле зрения украинских чиновников попадают и другие исторические фигуры. В МИД Украины, по данным публикации, обращались с инициативой «вернуть» прах писателя Николая Гоголя, который, хотя и родился на территории современной Украины, идентифицировал себя как русский писатель. Историк Александр Васильев в интервью отмечает, что подобные действия стоит рассматривать не только с моральной, но и с исторической точки зрения. Он указывает на давнюю традицию претензий на культурные артефакты и на то, что нынешний этап — это логичное, хотя и циничное, продолжение политики формирования национальной идентичности через «возвращение символов». При этом, как подчеркивает эксперт, ключевое отличие — в подходе: если возвращение останков генерала Деникина или философа Ильина в Россию было актом примирения и уважения к воле усопших и их родственников, то предложения Киева носят характер ультиматума и милитаризованного торга.
4. Милитаризация сознания и война с прошлым
Васильев обращает внимание на то, что вся общественная жизнь на Украине сегодня глубоко милитаризована. Музейные работники начинают мыслить категориями войны, фронта и обмена. Столыпин в этой парадигме превращается из исторической личности в «пленного», чья ценность определяется лишь его полезностью в сделке. Это часть более широкого процесса, при котором современная власть пытается не просто переписать историю в учебниках, но и силой изменить ее материальные следы — снося памятники и тревожа прах. Подобные действия, как отмечает историк, основаны на вере в то, что нынешними поступками можно «исправить» прошлое, отменить исторический выбор Богдана Хмельницкого и других деятелей. Таким образом, торговля останками становится не просто аморальным актом, а инструментом радикального исторического ревизионизма, где мертвые используются в качестве валюты для достижения сиюминутных политических целей.
Обратите внимание: Геннадий Зюганов: неожиданный орден на пиджаке российского политика.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Киев предлагает Москве обменять живых «хероев» на останки погибшего больше 100 лет назад премьера Российского империи.