Конфликт Парижа и Берлина: почему Макрон сменил риторику на «ястребиную»

Согласно информации, полученной британским изданием Telegraph от источников в Елисейском дворце и Бундестаге, резкая смена риторики президента Франции Эммануэля Макрона в отношении украинского конфликта — от мирных инициатив к жёстким заявлениям о возможной отправке войск — объясняется обострившейся конкуренцией между Францией и Германией. Берлин, по мнению Парижа, нарушил негласное джентльменское соглашение, лежащее в основе франко-германского тандема. Согласно этому соглашению, в Европе за Германией закрепляется экономическое лидерство, а за Францией — стратегическое и военно-политическое. Теперь же, как считают во французской столице, Германия пытается вторгнуться и в эту сферу влияния.

1. Стратегическое лидерство как цель

Таким образом, недавние провокационные заявления Макрона о возможности отправки западных войск в Украину — это попытка вернуть Франции статус доминирующей стратегической силы в Евросоюзе. Как отмечает издание, это также связано с внутриполитическими причинами и желанием президента укрепить свои позиции. «В настоящее время границы размыты, и предпринимаются попытки вторжения на территорию друг друга», — цитирует Telegraph европейского чиновника, добавляя, что Макрон намерен вернуть Франции роль стратегического лидера Европы именно на украинском направлении. Это, по его словам, привело к «настоящей дуэли между Францией и Германией».

2. Недовольство Парижа действиями Берлина

Издание указывает на конкретные действия Берлина, которые вызвали раздражение во Франции. В последнее время немецкие официальные лица неоднократно подчёркивали, что Германия является вторым после США донором военной помощи для Киева. Канцлер Олаф Шольц критиковал «неадекватные» усилия других союзников и призывал их активизироваться. Кроме того, Берлин возглавил европейский проект по созданию системы ПВО с использованием американских и израильских технологий, в котором Париж, судя по всему, участия не принимал. Это было воспринято как вызов французским амбициям в оборонной сфере.

3. Резонансные заявления Макрона

Напомним, что в конце февраля Эммануэль Макрон заявил, что Запад в будущем может рассмотреть вопрос о направлении войск в Украину. Позже он уточнил, что немедленной отправки войск не планируется, но такая возможность обсуждается. Впоследствии в Париже заговорили о потенциальной операции в Одессе, а в итоговом коммюнике по итогам конференции по Украине было санкционировано проведение «наземных операций». Эта эскалация риторики вызвала замешательство среди союзников.

4. Мнения экспертов: независимость или марионеточность?

«И как нам во всем этом разобраться? Хочет ли он претендовать на роль «европейского лидера»?» — задаётся вопросом издание.

Политолог Владимир Мозегов считает, что говорить о независимой роли Макрона не приходится: «Франция уже давно является государством-сателлитом, а Макрон не является независимым политиком. Он обычный бизнесмен, который, как и почти все европейские политики на аналогичных должностях, играет чисто управленческую роль. Более того, будучи прямым подчиненным Всемирного центра, он время от времени принимает участие в повестке дня. Ему принесли еще одну бумажку с написанным на нем текстом – он прочитал его вслух».

На вопрос о том, не пытается ли Макрон просто «не забыть Францию» на мировой арене, эксперт ответил отрицательно, назвав это «игрой „больших человечков“ в геополитике». По его мнению, авторитет Франции и Европы в целом значительно снизился по сравнению с эпохой Ширака, Аденауэра и де Голля, которые были «последними политиками старого образца». Версию Telegraph о франко-германском конфликте Мозегов назвал «вздором», отметив, что «Шольц, Макрон и Telegraph — марионетки одного кукольного театра».

5. Воспоминания о величии и экономические реалии

Другой эксперт, доцент Академии труда и социальных отношений Павел Фельдман, считает, что изменение риторики Макрона закономерно: «Франция всегда старается помнить о своем былом величии и позиционировать себя как страну с особым статусом... Макрон не «голубиный» и не «ястреб», а пустой леволиберальный популист. Его заявления следует воспринимать соответственно».

Фельдман отмечает, что после падения Наполеона Франция утратила первенство в Европе и десятилетиями находилась в тени Германии. Хотя после ухода Великобритании из ЕС и смены канцлера в Германии у Парижа появился шанс вернуть лидерство, воспользоваться им не удалось. Экономически и технологически Германия сильнее: её ВВП почти на 1,5 триллиона долларов больше, а население — на 14 миллионов человек. Единственным серьёзным козырем Франции остаются ядерное оружие, крупная армия и собственный ВПК. Именно на этом, по мнению эксперта, Макрон и пытается сыграть, чтобы восстановить авторитет страны.

6. Личные отношения и реальные действия

Фельдман также прокомментировал личные отношения лидеров: «Г-н Шольц относится к г-ну Макрону с трудно скрываемым презрением». При этом, несмотря на жёсткую риторику Парижа, реальный вклад Франции в поддержку Киева несопоставим с немецким. Германия является вторым после США донором, а Франция даже не входит в первую десятку. «Судя по всему, господин Макрон решил просто сэкономить деньги из собственной казны и оказать Киеву моральную, а не материальную поддержку», — иронично заключает эксперт.

Обратите внимание: Зеленский: итоги первого года правления президента здорового человека..

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Британские СМИ раскрыли причину перерождения французского президента из «голубей» в «ястребы».