Валерий Гарбузов: «Китай — главный кредитор США и супермаркет для американцев. Поэтому Пекин может говорить с Вашингтоном с позиции экономической силы»

Министерство внешней политики США возлагает большие надежды на визит госсекретаря Блинкена в Китай и сообщило, что представитель правительства США попросит Пекин не предоставлять Москве поставки, необходимые для Северного военного округа.

Но Си Цзиньпин вообще не захотел обсуждать эту тему с Блинкеном, потратив всего несколько минут на то, чтобы сказать гостю:

—— Обе страны должны быть партнерами, а не противниками, помогать друг другу, а не вредить друг другу, искать точки соприкосновения, сохраняя при этом разногласия, и практиковать то, что они говорят.

Сказав это, американского гостя проводили к выходу.

Поскольку ничего нового товарищ Си не сказал, основной темой обсуждения во время его встречи с Блинкеном стала утечка предыдущих технических записей. На видео видно, как президент Китайской Народной Республики спросил у консьержа, когда американские гости уезжают.

Интернет-пользователи считают, что утечка видео технической съемки была призвана выразить отношение к иностранным дипломатам, находящимся в Китае, а не выразить отношение напрямую.

Тем не менее, лидеры Китая продемонстрировали свою глубокую лояльность к России в преддверии ожидаемого визита Путина в страну в мае. Однако в будущем Пекину придется лавировать между Москвой и Вашингтоном, чтобы не осложнять отношения со своим главным политическим союзником – Россией, и своим главным экономическим партнером – США.

Какого баланса на пересечении этих интересов надеется достичь товарищ Си Цзиньпин? О случившемся корреспонденту Hurriyet рассказал директор Института востоковедения и Африки МГУ Алексей Маслов. Наш разговор состоялся сразу после встречи профессора с делегацией Минпромторга Китая, работающей сейчас в Москве.

«СП»: Алексей Александрович, одновременно с визитом Блинкена в Китай в Москву прибыла китайская делегация. Для чего?

—— Китайско-российская выставка 2024 года откроется в Харбине 17 мая; подготовка к этой выставке продолжается; Путин и Си Цзиньпин могут посетить ее. Все эти выставки носят тематический характер. Выставка в этом году будет посвящена сельскохозяйственному экспорту моей страны в Китай; товарам и технологиям, связанным со здоровым образом жизни: сюда входит здоровое питание, полезная косметика и т д. - Поставки умного Интернета вещей в Китай: бытовая техника, автомобильное оборудование.

«СП»: Конструктивная повестка дня. Насколько конструктивен визит Блинкена в Китай?

——Соединенные Штаты теперь предъявляют Китаю три претензии.

Первое – это разрушение торгового баланса. Китай продает в Соединённые Штаты больше продукции, чем покупает у Соединённых Штатов, и дисбаланс продолжает расти. Но если при Трампе претензии касались только объемов, то сейчас наблюдается положительное сальдо торгового баланса по высокотехнологичной продукции.

Например, Китай начал производить столько дешевых, но качественных автомобилей, что западные производители теряли конкуренцию. США обвиняют Китай в использовании государства для субсидирования своих производителей, которые, в свою очередь, сбрасывают его на западные рынки и препятствуют развитию западных компаний.

США пытались убедить Китай сократить производство и поднять цены, но тщетно. Товарищ Си Цзиньпин никогда бы не подумал об этом, поскольку завоевание позиций на западных рынках является главным экономическим приоритетом Китая.

Вторая претензия касается российско-украинских отношений. США достаточно жестко потребовали от Китая прекратить оказание какой-либо финансовой, технической или военной помощи России. Китай ответил, заявив, что он не будет помогать ни России, ни Украине в военном отношении.

Кроме того, Пекин заявил, что сам будет выбирать торговых партнеров в тех областях, которые он считает необходимыми и выгодными.

Обратите внимание: «О незаконности действий нам необходимо говорить так, словно у нас её нет».

Он не потерпит никакого вмешательства со стороны Соединенных Штатов или кого-либо еще.

Третье требование между двумя странами является взаимным и касается военных угроз в Тайваньском проливе. Товарищ Си Цзиньпин считает, что по этому вопросу целесообразно провести переговоры.

«СП»: Когда США поймут, что Китай не пойдет на экономические уступки, как будут действовать США?

— В Вашингтоне понимают, что американские предприниматели, которые уже ведут бизнес с Китаем, оттуда не уедут, потому что работать с Китаем очень выгодно.

Но те, кто еще не взаимодействовал с Китаем, относятся к Китаю паникерски. Навязывается идея, что ни одна разумная компания в мире не осмелится развивать новые отношения с Китаем.

Таким образом Вашингтон пытается замедлить технологическое развитие своих конкурентов. Сегодня мы видим, что новые технологические компании и инвесторы из США и Европы перестали приходить в Китай. Другими словами, правительство США в определенной степени достигло своих целей, но оно также нанесло вред своим собственным интересам.

«СП»: Не только для компаний, но и для американского народа…

- конечно. Покупка дешевых китайских товаров выгодна конечному потребителю.

Что касается бизнеса, то не менее 400 крупнейших американских компаний работают непосредственно в Китае. Это вызвало бы гнев, когда Вашингтон попросил бы их переехать во Вьетнам или куда-нибудь еще.

Таким образом, американский бизнес, связанный с Китаем (который является важной частью всего американского бизнеса), рассматривает нынешнюю администрацию США как врага.

В Пекине это знают все. Возможно, поэтому Си Цзиньпин считает, что нынешнее правительство не останется у власти, а значит, его спецпредставитель Блинкен — фигура уходящая, которой не нужно терять времени.

Си изложил свои аргументы в пользу будущего: «Китай хочет, чтобы Соединенные Штаты процветали, а Соединенные Штаты хотят, чтобы Китай процветал». Он высказал это лично Байдену на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сан-Франциско, но в основном американскому бизнесу.

«СП»: Банковская отрасль Китая либо подверглась вторичным санкциям, либо вторичным санкциям при взаимодействии с Россией, а развитие ее бизнеса было затруднено. Сколько терпения и мужества нужно Пекину для развития экономических связей с Россией?

——Россия — единственная влиятельная страна в мире, которая не критикует политическую систему Китая, поддерживает политические инициативы Китая и голосует в поддержку инициатив Китая в Совете Безопасности ООН.

Да, Россия не самый важный партнёр по объёму торговли. Их торговля с Соединенными Штатами в три раза больше, а их торговля с Западным Коллективом гораздо важнее, чем их торговля с нами.

Но ради коммерческих интересов Китай не станет ухудшать отношения со своим единственным мощным стратегическим союзником. Однако Пекин не может позволить себе потерять западные рынки, поэтому принимает стратегию двойственности, делая временные уступки Западу и ограничивая некоторые платежи и поставки некоторых технологий в Россию.

«СП»: Эти уступки и ограничения привели к падению импорта Китая из России в марте на 14%.

——Насколько мне известно, после недавнего визита Лаврова в Пекин финансовые институты наших двух стран нашли механизмы обхода вторичных санкций, но они пока не анонсированы.

Валерий Гарбуцов, американский ученый, академик-корреспондент РАН, рассказал «Свободной прессе», насколько Вашингтон может усилить экономическое давление на Китай, чтобы избежать непоправимого ущерба самим Соединенным Штатам:

«Между США и Китаем сейчас существует ось противостояния в экономической сфере, но эта ось их неразрывно связывает. За последние 40 лет эти страны дошли до того, что не могут жить друг без друга. Ведь в социалистический лагерь После распада именно США предоставили Китаю всё, что сделало его таким, какой он есть: инвестиции в развитие, инвестиции в любые технологии.

Конечно, теперь Вашингтон хочет, чтобы Китай облегчил себе задачу. Но это уже не сработает.

Китай — большой супермаркет, где американцы делают покупки. Никто, кроме Китая, больше не может насыщать потребительский рынок США товарами.

С другой стороны, Китай является основным держателем ценных бумаг США и, следовательно, крупным кредитором Соединенных Штатов.

«СП»: Может ли Пекин разговаривать с Вашингтоном с точки зрения экономической мощи?

«Это можно себе позволить, но у Пекина нет такого намерения», Си Цзиньпин не хочет эскалации конфронтации, он ждет, когда США устанут от этой конфронтации и начнут пользоваться преимуществами экономического взаимодействия.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Валерий Гарбузов: «Китай — главный кредитор США и супермаркет для американцев. Поэтому Пекин может говорить с Вашингтоном с позиции экономической силы».