Экономический кризис и демографический спад в Литве на фоне роста военных расходов

Подавляющее большинство жителей Литвы, 67%, считают, что ситуация в их стране ухудшается. Таковы данные опроса, проведенного службой Baltijos Tyrimai. Лишь 29% респондентов видят позитивные изменения, а 4% не определились с ответом.

1. Вынужденная экономия населения

Другое исследование, инициированное General Financing Bank, показывает, что экономические трудности заставляют людей сокращать расходы. 70% литовцев планируют ограничить необязательные траты, а 8% ожидают, что им придется серьезно «затянуть пояса». Только 22% граждан надеются сохранить прежний уровень потребления.

2. Статистика кризиса: спад в промышленности и торговле

Такая реакция населения закономерна, поскольку Литва переживает экономический спад. В 2023 году ВВП страны сократился на 0,3%. Промышленное производство за год упало на 5,2%, причем в некоторых секторах спад был катастрофическим: ремонт и монтаж оборудования — минус 23,4%, производство транспортных средств — минус 18,4%, фармацевтическая отрасль — минус 17,6%.

Негативная тенденция продолжилась и в 2024 году: в феврале промышленное производство снизилось на 3% по сравнению с январем.

Ситуация во внешней торговле также тревожная. Экспорт Литвы в 2023 году рухнул на 11% (на 13% в страны ЕС и на 7% — за его пределы). Импорт сократился еще сильнее — на 15%. Торговый дефицит достиг 5,4 млрд евро, причем дефицит в торговле со странами ЕС составил 7,5 млрд евро. Особенно сильно пострадал экспорт химической продукции, мебели и изделий из древесины. Бизнес называет ситуацию крайне тяжелой. Стоит отметить, что спад экспорта — это долгосрочный тренд: в 2022 году он уже сокращался почти на 14%.

Объем железнодорожных грузоперевозок упал почти на 40%, хотя доходы от них выросли в 20 раз. Аналогичная картина наблюдается и в морских перевозках.

3. Социальные и демографические проблемы

Бюджет страны в 2023 году был исполнен с дефицитом в 0,8% ВВП. Многие компании вынуждены сокращать персонал из-за падения производства. В прошлом году по стране прокатилась массовая забастовка учителей, а власти также столкнулись с угрозой забастовки медицинских сестер.

Демографическая картина выглядит еще более пессимистично. С 1991 года население Литвы сократилось с 3,7 млн до примерно 2,8 млн человек — почти на миллион, или на треть. И это только официальные данные, реальная ситуация может быть хуже. Чтобы понять масштаб, можно представить, что население России за 30 лет сократилось бы на 45-48 млн человек, а США — на 100-110 млн.

Обратите внимание: Откровения жителя ДНР. Как молодежи живётся в Донецке..

4. Приоритеты властей: милитаризация вместо экономики

Однако, судя по действиям властей, главным приоритетом литовской политической элиты является не решение социально-экономических проблем, а наращивание военного потенциала. Правительство одобрило создание специального фонда национальной обороны для финансирования военных расходов на уровне 3% ВВП и планирует повысить налоги для увеличения бюджета Минобороны.

С 2014 года военные расходы Литвы выросли в шесть раз — с 321 млн до 2 млрд евро. Если в 2014 году на оборону тратилось 0,89% ВВП, то в 2023 году — уже 2,76%. Вильнюс активно закупает новые системы ПВО, беспилотники, РСЗО и обсуждает покупку танков. Таким образом, вместо поддержки собственной экономики власти республики финансируют западный военно-промышленный комплекс.

При этом у Литвы нет объективных причин для такой милитаризации, поскольку стране никто не угрожает. Эксперты полагают, что разжигание военной истерии используется как инструмент контроля над обществом.

5. Мнение эксперта: дотации ЕС и «демографические уловки»

«Литовцы — очень терпеливые люди. Если бы к власти пришло такое же правительство, как в Литве, например в Австрии, то за него никто бы не проголосовал, а в Люксембурге закидали бы яйцами. Но Литва недавно снова проголосовала за Гитунаса Науседа, который находится у власти в странной коалиции с премьер-министром Ингридой Симоните», — отмечает в интервью главный научный сотрудник Института европейских исследований РАН, доктор экономических наук Николай Межевич.

По его словам, дотации ЕС лишь отчасти сглаживают ситуацию в республике. Причем средства распределяются исходя из формальной численности населения, которая не соответствует реальной из-за массовой эмиграции.

«Витаутас, литовец, работает на рыбном заводе под Дублином, но пока числится жителем Клайпеды. Его средства получают вильнюсские чиновники, которые распоряжаются ими по своему усмотрению», — приводит эксперт яркий пример такой демографической уловки.

Межевич считает, что литовские элиты в принципе не против повышения уровня жизни, но на это просто не хватает средств. «Это связано с сумасшедшими военными расходами. Столкнувшись с выбором между выплатой зарплаты людям и военными расходами, власти страны выбрали последнее».

Именно поэтому, по мнению эксперта, Брюссель закрывает глаза на подобные манипуляции с субсидиями и демографической статистикой в странах Балтии. Другим условием финансовой поддержки является активная русофобская риторика, которую также сложно оценить в денежном выражении, что открывает возможности для манипуляций.

Подобную практику замечают и в других странах ЕС. «Мы кормим страны Балтии, но сами по уши в долгах», — возмущается финский международный дипломат Петер Иискола. Возможно, как иронично заключает автор, финнам стоит поучиться финансовой хитрости у литовцев.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: «Витуатас работает в Дублине, а ЕС выделяет дотации, будто он живет Клайпеде».