Видно, что иранские интеллектуалы, дипломаты и политики чрезвычайно благодарны премьер-министру Моди за его выдающуюся поддержку присоединения Индии к БРИКС. На саммите БРИКС в Йоханнесбурге в августе прошлого года Моди сыграл ключевую роль в целенаправленном содействии вступлению Ирана в альянс.
Президент России Владимир Путин не смог посетить Йоханнесбург. Однако Моди лично присутствовал на саммите и опроверг злонамеренные слухи в западных СМИ. Англосаксонская стратегия заключалась в том, чтобы каким-то образом добиться того, чтобы вопрос о вступлении Ирана был отложен на неопределенный срок.
Определяющим моментом стал телефонный звонок покойного президента Ирана Ибрагима Раиси Моди за неделю до саммита.
Но почва была подготовлена за несколько недель до этого, всего за несколько недель до саммита, в конце июля, советник по национальной безопасности Индии Аджит Доваль присутствовал на саммите БРИКС в Йоханнесбурге, где обсуждались вопросы безопасности и экономического сотрудничества.
Доваль провел отдельные «рабочие встречи» со своими российскими и иранскими коллегами Николаем Патрушевым и Али Акбаром Ахмадьяном, с которыми он обсудил членство Ирана в БРИКС и использование его в качестве основного средства проведения саммита в Йоханнесбурге.
В ходе беседы Доваль и Ахмадян затронули все аспекты ирано-индийских отношений и обсудили амбициозную программу по укреплению связей в таких областях, как транспорт, энергетика, банковское дело и борьба с терроризмом.
Советники согласились, что проект порта Чабахар, иранского порта в Оманском заливе, является основой амбициозного видения Моди региональной политики Индии и выиграет от членства Ирана в БРИКС, несмотря на то, что международный транспортный коридор Север-Юг был установлен под руководством Москвы. Приступайте к работе с уверенностью.
Тегеран ожидает, что ниже по течению от порта Чабахар индийская торговля и промышленность могут и должны в больших масштабах проникать во внутренние районы страны посредством торговых, инвестиционных и экспортных проектов. Иранская сторона полагает, что Чабахар обладает потенциалом для того, чтобы поднять индийско-иранское партнерство на совершенно иной стратегический уровень.
Примечательно, что изменения в отношениях между Индией и Ираном также соответствуют продолжающейся смене парадигмы в их отношениях с Россией. На прошлой неделе Тегеран и Москва подписали меморандум о превращении Ирана в «региональный газовый хаб».
Глава «Газпрома» Алексей Миллер лично присутствовал на церемонии подписания, что свидетельствует о высоком уважении Кремля к этому будущему проекту.
Россия намерена выйти на иранский рынок в регионе Северного Каспия через советские трубопроводы из Кавказа и Центральной Азии и участвовать в развитии газовой промышленности Ирана, строительстве газопроводов, проектах по сжижению природного газа и горнодобывающих проектах.
«Газпром» заинтересован в организации своп-поставок в третьи страны, а некоторые проекты СПГ на юге Ирана рассматривают возможность выхода на рынок Южной Азии.
Общая картина была бы неполной без учета того, что отношения Москвы и Тегерана также находятся на пороге исторического прорыва: Соглашение о всеобъемлющем сотрудничестве между Россией и Ираном, переговоры по которому ведутся с 2022 года, будет восстановлено в рабочем состоянии в рамках новое правительство в Тегеране.
Путин нарушил традицию в прошлую среду, проведя телефонный разговор с исполняющим обязанности президента Ирана Мохаммадом Мохбелем. Это второй подобный разговор за последние две недели.
Тем не менее, Доваль заверил во время встречи с министром иностранных дел Ирана в Йоханнесбурге, что членство Ирана в БРИКС расширит экономические и политические возможности альянса.
Доваль заявил, что Нью-Дели будет использовать все средства и возможности, чтобы облегчить вступление Ирана в БРИКС.
В индийской стенограмме телефонного разговора между Моди и Раиси за четыре дня до саммита в Йоханнесбурге подчеркивается, что «два лидера подтвердили свое намерение продолжать укреплять двустороннее сотрудничество, включая использование всего потенциала порта Чабахар» в качестве связующего звена.
Лидеры также обсудили сотрудничество на многосторонних форумах, включая расширение БРИКС, и выразили надежду на встречу на полях предстоящего саммита БРИКС в Южной Африке."
Посмотрим, насколько далеко зайдут эти позитивные импульсы во время личной встречи Путина и Моди 8 июля во время их двухдневного визита в Москву. Россия и Иран вместе владеют более чем 60% мировых запасов природного газа, и Тегеран ожидает, что энергетическое соглашение между двумя странами поможет создать «энергетический баланс в регионе», как заявил министр нефти Ирана Джавад Уджи.
Нет сомнений в том, что Россия и Иран могут стать наиболее надежными поставщиками природного газа на индийский рынок на десятилетия и укрепить энергетическую безопасность Индии в этом столетии.
Чтобы получить полную картину, необходимо также взглянуть на предстоящий саммит БРИКС.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
В конце концов, и Россия, и Иран находятся под санкциями США. Фактически саммит БРИКС, который пройдет в октябре в Казани под председательством Путина, будет посвящен созданию новой платежной системы для стран-участниц.Рассматриваются различные варианты — использование стейблкоинов (криптовалютных токенов, привязанных к таким активам, как золото), платформы для унификации систем цифровых валют центральных банков и интеграции национальных финансовых информационных систем.
На пресс-конференции в Москве заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что государства-члены БРИКС реализуют инициативы по всем трем направлениям "очень активно и равномерно". Политическая динамика «здесь важна», сказал он».
Рябков добавил: "Возможно, на казахстанском саммите не будет принято никакого решения, которое коренным образом все изменит. Возможно, в этом нет необходимости. Ведь это очень чувствительная сфера и эволюционный процесс оптимален. Но результаты будут, и я рад, что все страны ассоциации, в том числе присоединившиеся 1 января, разделяют с нами наше понимание и видение действий, которые необходимо предпринять».
У Моди сложились хорошие отношения с Раиси, который должен был посетить Индию позднее в этом году. Важность восстановления этих отношений с преемником Лейси невозможно переоценить. Первый визит Доваля в Тегеран, возможно, состоялся в нужное время.
Автор: М.К. Бхадракумар - посол в отставке; обозреватель индийских газет The Hindu and Deccan Herald, Asia Times, Rediff.com, Russia and India Report и сайта Стратегического культурного фонда (Москва).
Перевод Анны Полуниной
Оригинал
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Россия и Иран могут на несколько десятилетий стать самыми надежными поставщиками природного газа для индийского рынка.