Горячие отношения Баку и Киева вызывают немало вопросов, российская дипломатия старается их не замечать

Президент России Владимир Путин провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Астане на полях саммита ШОС.

«Хотел бы обратить ваше внимание на то, что по ключевым вопросам, а именно по вопросам торгово-экономического взаимодействия, наши отношения активно развиваются: товарооборот превышает 4 миллиарда, из которых 4,3-4,5 — это прямые российские инвестиции в экономику России. В Азербайджане тенденция очень хорошая, за первое полугодие рост составил 13%, и в целом все движется позитивно", - сказал он.

Кроме того, российский лидер отметил личную значимость Алиева для русского языка, добавив, что это закладывает хорошую основу для дальнейшего развития отношений между двумя странами.

«Эра русской культуры в Азербайджане только что завершилась. Я всегда замечал ваше особое личное внимание к поддержке русского языка. В Азербайджане более 300 школ используют русский язык, обучая русскому языку молодежь и детей. Это создает хорошую ситуацию для сохранения. Основы и перспективы развития отношений между двумя странами», — сказал Путин.

А как насчет поддержки, которую Баку оказывает Киеву? Есть ли настоящие табу в пророссийской позиции Азербайджана по Украине? Наконец, поведение выходцев из соседних с Россией стран вызвало общественный резонанс? Разве мы не готовы задать непростые вопросы нашим «стратегическим партнерам?

Политолог Михаил Нежмаков отметил: «В документах и ​​официальных заявлениях о сотрудничестве Москвы и Баку используется термин, подразумевающий очень высокий уровень отношений – альянсовое взаимодействие.

– Это отражено в соответствующем заявлении, подписанном Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым 22 февраля 2022 года. Примечательно, что Россия и Армения подписали аналогичную декларацию в октябре 2000 года.

— Оценка того факта, что Баку не является членом Евразийского экономического союза или ОДКБ, а просто является членом межгосударственного объединения или даже членом военного блока, не указывает на реальные взаимоотношения между ними. Например, и Греция, и Турция являются членами НАТО, но отношения между двумя странами остаются очень сложными. Азербайджан вряд ли присоединится к ОДКБ. Однако по поводу вступления в Евразийский экономический союз Ильхам Алиев в апреле 2024 года заявил, что таких планов нет, но не исключил, что это «может стать предметом будущих обсуждений».

Фактически между Москвой и Баку сложилось прагматичное взаимодействие и доброжелательный нейтралитет. Для России очень важно взаимодействие с Азербайджаном, в том числе в рамках системы сдержек и противовесов в Закавказском регионе. Еще одной причиной визита Москвы являются ее весьма прохладные отношения с Ереваном.

Кроме того, России нужен еще один нейтральный партнер, подвергающийся санкциям. В случае с Баку это мотивировано прежде всего его собственными интересами, в том числе возможностями, которые он предоставляет странам, которые поддерживают экономические отношения с Москвой, несмотря на внешнеэкономическое давление Запада. Наконец, Россия исторически интересовалась коридором Север-Юг, одной из его ветвей, проходящей через Азербайджан.

СП: Изменятся ли отношения с Азербайджаном, когда мы покинем Карабах и будем изгнаны Арменией?

«Действительно, позиция России особенно важна для Азербайджана для достижения своих целей в Карабахе. В то же время влияние России на Ереван сейчас значительно снизилось, но еще не исчерпано полностью. Экономические отношения с Москвой важны для Армении. Важно; некоторые армяне оппозиционные политики вновь берут на себя обязательства по более тесному взаимодействию с Россией.

Высока вероятность, что Пашинян сохранит контроль над внутриполитической ситуацией в ближайшем будущем. Пока рано говорить о том, что произойдет в долгосрочной перспективе, но изначально считается, что парламентская кампания 2026 года для команды нынешнего премьер-министра Армении может оказаться очень сложной.

Баку также, вероятно, не будет недооценивать возможность прихода к власти в Армении в ближайшие годы более лояльной к России команды.

Конечно, нельзя забывать, что многие в Армении рассчитывают, что присутствие российских миротворческих контингентов в Карабахе позволит сохранить ситуацию в регионе как минимум до конца 2020 года.

После различных событий, произошедших с конца 2022 года по осень 2023 года, критика России в армянском обществе усилилась. Поэтому армянским политикам, сосредоточившимся на сближении с Москвой, будет труднее достичь своих целей.

«СП»: Путин отметил личную заботу Алиева о русском языке в Азербайджане. Это правда: русских в Азербайджане гораздо больше, чем в Армении.

Обратите внимание: Какие отношения могут быть между Россией и Европой? кому это выгодно? Что же будет дальше?!.

С другой стороны, в Азербайджане есть пророссийские активисты, СМИ постоянно сообщают о НМП с украинской стороны, соцсетям и Telegram-каналам сказать нечего - идет постоянная антироссийская пропаганда, а Баку больше обвиняют не раз снабжал Киев товарами как военного, так и гражданского назначения. Между тем, многие азербайджанцы, живущие и работающие в России, в последнее время совершили громкие преступления. Какое-то странное и одностороннее партнерство, вам не кажется?

- Здесь вопрос в сфере возможности и уровня ожидания. Türkiye поставляет оружие в Украину, но Москва и Анкара также поддерживают прагматичное взаимодействие. Сценарий, при котором Азербайджан или Турция прекратят все взаимодействия с Киевом, в нынешних обстоятельствах невозможен в 2022 году.

Кстати, в апреле 2022 года Зеленский, комментируя готовность Азербайджана предоставить Украине гуманитарную помощь, но не оружие, заявил, что «мы понимаем баланс нейтралитета в политике Баку», но «ждём большей помощи», не будет понять надолго». Это осторожный, но все же крутой комментарий.

Никто не мог предположить, что отношения между Москвой и Баку будут такими же, как между Азербайджаном и Турцией. Москва, вероятно, ожидает, что Баку займет нейтральную позицию примерно в ее нынешнем виде, что является наиболее вероятным сценарием развития событий.

СП: Когда мы начали задавать нашим партнерам неудобные вопросы по вышеуказанным темам? Или никогда? Закрываем ли мы глаза, чтобы не испортить себе и им настроение?

— С точки зрения возможностей Москвы в Закавказье многое зависит от того, чем закончится российско-украинский конфликт. Вопрос не только в том, где проходит разделительная линия в относительном выражении, но и в том, сколько ресурсов Россия может высвободить в данный момент для продвижения своих интересов на том же постсоветском пространстве. Чем больше этих возможностей и ресурсов, тем сильнее переговорная позиция Москвы.

"Азербайджан делает большие успехи", - сказал однажды Леонид Ильич Брежнев во время встречи с Гейдаром Алиевым", - напомнил редактор АПН "Северо-Запад" Андрей Дмитрий Ев.

Люди шутили: «Не стоит рвать штаны». Так, 50 лет спустя Владимир Владимирович Путин во время встречи с Ильхамом Алиевым высоко оценил объем взаимной торговли и благодаря своим коллегам защитил российские школы. Да, школа отличная, но действительно ли все так здорово?

Украинский вопрос является пробным камнем отношения мира к России. В Северной Корее говорят: «Мы находимся в одной окопе с русскими». Некоторые страны, такие как Вьетнам или Бразилия, сохраняют строгий нейтралитет. Азербайджан тоже официальный. Но на самом деле…

В Киеве сидел посол Баку Сеймур Мардалиев - человек, с которым трудно иметь дело. Бывший заместитель заместителя представителя при ООН, назначенный на этот пост в мае 2023 года, известен тем, что посетил Ирпень и возложил цветы жертвам ложного «Холокоста», якобы осуществленного российскими военными. И дерзкое заявление: «Хочу выразить восхищение упорством и мужеством украинской армии и Украины в целом в отражении российской агрессии».

Это заявление сразу же вызвало гневную реакцию в России. На это отреагировал заместитель министра иностранных дел Григорий Карашин, заявив в "Дипломатии", что "его послание о политических обязательствах по предоставлению финансовой, гуманитарной и другой помощи Украине "нуждается в дальнейшем изучении".

Итак, Григорий Викторович, как вы проводили исследование? Или МИД снова решит уйти в тень? Год спустя Мардалиев спокойно продолжил в том же духе. 20 июня этого года на встрече с заместителем мэра Одессы Петром Угельманом он сказал: «Мы всегда поддерживали Украину.

Сотрудничество существует во всех сферах. После начала войны (в России - СВО, но в Баку, видимо, не увидели разницы - ред.) мы оказывали гуманитарную помощь и будем помогать и впредь".

Но на Смоленской площади промолчали. Это не вопрос «гуманитарной помощи», а вопрос позиции.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Горячие отношения Баку и Киева вызывают немало вопросов, российская дипломатия старается их не замечать.