Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен находится с очередным визитом в Баку. Переговоры прошли с руководством республики. Ранее он совершил аналогичный визит в Армению и встретился с премьер-министром Пашиняном и министром иностранных дел Мирзояном.
Официальной причиной челночной дипломатии США является объявленная в одностороннем порядке посредническая миссия США по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Фактически О'Брайен предложил новую инициативу Вашингтона по перестройке геополитического пространства Закавказья и Центральной Азии.
На пресс-конференции в Баку он повторил то, что ранее обсуждал на слушаниях в Конгрессе США: «Мы очень ясно дали понять президенту Алиеву: пришло время установить мир. И это проблема не только Азербайджана; всего региона и Центральной Азии». Азия. Все эти страны могут экспортировать только через Китай или Россию. Один из маршрутов будет через Азербайджан к Черному морю, но другой маршрут может быть через Армению и Турцию, объемы перевозок могут быть гораздо большими».
Точнее, речь идет о «Зангезурском коридоре». Проходя через Армению в Нахичевань и Турцию, он соответствует Транскаспийскому международному транспортному маршруту, также известному как «Средний коридор», проходящему через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и другие места, и заканчивается в Европе страна.
Но тут сразу же всплывает острый геополитический заговор.
Дело в том, что после победы во Второй Карабахской войне президент Алиев активно лоббировал «Зангезурский коридор» и даже начал подводить транспорт и связь к армянской границе. Но Ереван не принял предложение Баку. Вашингтон также выразил несогласие.
Он также ранее не поддерживал строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс или нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Подобный сдвиг произошел внезапно, когда, как пишет эксперт, "США начали призывать Армению и Азербайджан к решению вопроса" и связали это с возможностью ускорения мира между двумя сторонами.При этом в Баку также обратили внимание на то, что 12 июня Еврокомиссия и Казахстан совместно запустили в Астане координационную площадку Транскаспийского транспортного коридора, который создан для того, чтобы дать возможность «среднему коридору» обойти Россию. «Стать эффективным, конкурентоспособным и устойчивым торговым маршрутом».
Кроме того, решение о запуске платформы было принято на Форуме инвесторов по укреплению транспортных связей между ЕС и Центральной Азией, состоявшемся в Брюсселе в январе этого года. Западные эксперты указывают на Казахстан как на связующее звено между Азией и Европой, связывающее его с транзитными функциями Азербайджана.
Связь между Казахстаном и Азербайджаном является ключевой для жизнеспособности каспийского сегмента «Среднего коридора» (ежегодно через Азербайджан в Грузию транспортируется более 1 миллиона контейнеров).
Теперь Соединенные Штаты пытаются вмешаться в игру. Они работают над тем, чтобы товары из Центральной Азии экспортировались не через Россию и Китай, а по другим маршрутам. В это время страны Центральной Азии и Кавказа в основном экспортировали товары напрямую в Китай и Россию, а не через территории этих стран. Сам «Средний коридор» предназначен в основном для торговых отношений между Китаем и Европой. Какое это имеет отношение к Соединенным Штатам?
Во-первых, они намерены нарушить баланс сил между Россией и Китаем в Центральной Азии. Второе: блокировать китайские проекты и экспортировать природные ресурсы Центральной Азии только через «Срединный коридор». Текущий объем торговли Вашингтона с Центральной Азией невелик, но если проект окажется успешным, торговля США с регионом увеличится, а важность интеграции маршрутов между Центральной Азией и Кавказом возрастет
Таким образом, миссия О'Брайена в Закавказье может стать предвестником напряженных геополитических битв за международные торговые коридоры, в которых будут участвовать важные внерегиональные игроки. Кроме того, из-за санкций против России Китаю становится все сложнее доставлять товары в Европу и он вынужден диверсифицировать риски.
Но даже пересечь Закавказье далеко не безопасно, развитие событий там в настоящее время невозможно предсказывать. Так что для Китая прямой путь к Каспийскому морю, в Грузию или Турцию и Европу остается проблемой.
Иными словами, конкуренция неизбежно обострится даже среди торговых коридоров, идущих в обход России. Конечно, реализация потенциала «Среднего коридора» может изменить торговлю по всей Евразии, но это также спровоцирует огромные беспорядки, а также взрывную военную эскалацию.
Поэтому «Средний коридор», хотя и связан с транспортной сетью китайского инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь», пока остается лишь региональным бумажным планом».
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В американских планах — нагадить России, Китаю и Европе.