Стратегия США в Закавказье: попытка создать новый фронт давления на Россию через Армению

Турецкое издание Cumhuriyet высказывает предположение, что Соединенные Штаты рассматривают Армению как потенциальную площадку для открытия нового, южного фронта против России. Авторы статьи проводят параллели с прошлыми неудачными попытками Вашингтона использовать для аналогичных целей Грузию. Сейчас, по их мнению, фокус сместился на Ереван, а инструментом влияния становится премьер-министр Никол Пашинян.

1. Дипломатические шаги и военное сотрудничество

В качестве подтверждения своих тезисов издание указывает на ряд конкретных событий. Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян был приглашен на саммит НАТО в Вашингтоне. Вслед за этим появилась информация о возможном размещении представителей армии США в Министерстве обороны Армении. Заместитель госсекретаря США Узра Зея публично заявила, что отношения между двумя странами перешли на новую, стратегическую стадию.

По мнению аналитиков, США преследуют двойную цель: не только создать дополнительное давление на Россию, но и ослабить формат сотрудничества «Астанинской тройки» (Турция-Россия-Иран).

2. Риски эскалации и позиция экспертов

Ключевой вопрос заключается в том, может ли армяно-азербайджанская зона конфликта вновь стать очагом напряженности. В отличие от ситуации в Нагорном Карабахе, Россия, как член ОДКБ, имеет обязательства по защите суверенной территории Армении. Однако, несмотря на мирные переговоры и заявления о готовности подписать договор, сохраняется риск внешнего вмешательства.

Военный эксперт Александр Аверин считает идею открытия фронта через Армению утопичной и отмечает, что турецкие СМИ могут преувеличивать угрозу. При этом он подтверждает очевидность американской политики по вытеснению российского влияния из Закавказья. Главным проводником этого курса, по его словам, является сам Никол Пашинян, который делает рискованную ставку на Вашингтон в вопросах безопасности. Эта стратегия выглядит ошибочной, поскольку США вряд ли смогут защитить Армению от совместных действий Азербайджана и Турции. Тем не менее, правительство Пашиняна не только готово принять иностранных советников, но и продолжает сближение с НАТО, а выход из ОДКБ становится все более вероятным.

На вопрос о возможности повернуть эти процессы вспять, эксперт отвечает, что для восстановления позиций России в регионе необходимо успешное завершение спецоперации на Украине.

3. Внутритурецкий контекст и долгосрочные тренды

Политолог Михаил Нежмаков обращает внимание на то, что статья в Cumhuriyet в значительной степени посвящена не России, а Турции. Ее ключевой посыл: членство в НАТО не гарантирует, что альянс не будет действовать вразрез с интересами Анкары. Учитывая кемалистскую направленность издания, эту публикацию можно рассматривать и как критику в адрес политики президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Что касается взаимодействия Закавказских республик с НАТО, то оно не является новым. И Армения, и Азербайджан участвуют в программах альянса, таких как «Партнерство ради мира», с 1990-х годов. Новизна текущего момента — в интенсификации этого сотрудничества на фоне охлаждения отношений между Ереваном и Москвой. Приглашение на саммит НАТО — лишь эпизод в рамках давно сложившейся тенденции.

Обратите внимание: Какая связь между Олегом Дерипаской, обысками в Вашингтоне и Владимиром Путиным?.

4. Будущее «стратегического партнерства» и роль ОДКБ

Заявление о переходе отношений США и Армении на уровень стратегического партнерства, анонс отправки американского советника в Минобороны Армении — это развитие существующего тренда. Данные шаги углубляют дистанцию между Ереваном и Москвой, причины которой, впрочем, возникли раньше — серьезное охлаждение наметилось уже в конце 2022 года.

Устав ОДКБ не содержит прямого запрета на военное сотрудничество с третьими странами. Статья 7 лишь обязывает проводить консультации с другими членами организации перед размещением иностранных войск или инфраструктуры. Поэтому Армения, вероятно, будет развивать оборонные связи с США, не спеша с формальным выходом из ОДКБ, используя этот статус как козырь в политическом торге.

5. Вероятность конфликта и позиция России

Термин «второй фронт» в статье трактуется широко — как создание проблем для России в регионе. Риск прямого вовлечения Москвы в гипотетический армяно-азербайджанский конфликт оценивается как невысокий. Вспышки напряженности на границе в 2020-2022 годах не привели к автоматическому вступлению в силу механизмов ОДКБ. Защита союзника — это не автоматический процесс, он требует политической воли. Учитывая нынешние отношения между Москвой и Ереваном, Россия, скорее всего, не станет вмешиваться, и это понимают в Вашингтоне.

В целом, риск крупномасштабной войны между Баку и Ереваном снизился, хотя пограничные инциденты возможны. Основная задача Москвы на данный момент — мониторинг ситуации и анализ перспектив прихода к власти в Армении более пророссийских сил. Для Никола Пашиняна серьезным испытанием могут стать парламентские выборы 2026 года.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Сумеет ли Вашингтон сделать из Пашиняна Саакашвили.