Фрегат «Штандарт» в изгнании: как политические санкции превратили исторический парусник в «Летучего голландца»

Петербургский фрегат «Штандарт», точная копия исторического корабля Петра I, оказался в положении, напоминающем легенду о «Летучем голландце». Этот уникальный парусник, долгие годы желанный гость на международных регатах и фестивалях по всему миру, внезапно столкнулся с полным неприятием в Европе. Его история изменилась в одночасье, превратившись из рассказа о культурном обмене в символ современной геополитической конфронтации.

1. Неожиданный запрет в Бресте

Ситуация достигла критической точки, когда «Штандарту», следовавшему по официальному приглашению, запретили заход в порт Бреста (Франция). Запрет был объявлен в последний момент, уже после входа фрегата в территориальные воды. Французские власти не позволили экипажу даже пополнить запасы пресной воды и продовольствия, несмотря на наличие на борту 17 человек из разных стран, включая троих подростков. Впоследствии запрет был распространен на все французские порты.

Акция солидарности капитанов других судов, устроивших импровизированный парад в поддержку российского фрегата, не возымела эффекта. Президент Ассоциации помощи морякам Морграца Жан-Поль Элканн раскритиковал решение властей, заявив, что Франция демонстрирует слабость, слепо следуя указаниям Брюсселя.

2. Бегство в Испанию и новый отказ

Капитану Владимиру Мартусу не оставалось ничего иного, как направиться к берегам Испании. Однако и там «Штандарту» был закрыт доступ в порт. Причина столь жесткой позиции кроется не в самом судне, а в политике. Хотя два года назад Евросоюз запретил заход в свои порты судам под российским флагом, «Штандарт» уже давно ходит под флагом Островов Кука. Новый виток санкций, инициированный по обращению украинских активистов в Европе, распространился и на исторические реплики. Требования «запретить «Штандарту» заходить в любой порт испанского побережья» оказалось достаточно для введения запрета.

3. История корабля-мечты

Оригинальный «Штандарт» был построен в 1703 году по приказу Петра Великого и стал первым парусным фрегатом Балтийского флота. В 1992 году петербуржец Владимир Мартусь, движимый мечтой, начал строительство его точной копии. Проект, в который мало кто верил, потребовал восьми лет упорного труда. В 2000 году парусник был спущен на воду.

Однако в России для исторических реплик не предусмотрено отдельной правовой категории. После того как ГИМС МЧС перестал заниматься судами длиной более 20 метров (длина палубы «Штандарта» — 25 м), учебный корабль оказался в правовом вакууме. Это вынудило команду искать признание в международных водах, что долгое время удавалось благодаря безупречному техническому состоянию судна.

4. Тупиковая ситуация в море

На момент публикации статьи фрегат стоял на якоре в бухте у острова Арос близ Виго. Экипаж выживал благодаря помощи местных рыбаков, которые на лодках доставляли воду и продукты. Ситуация стала патологической: красивейший парусник, гордость Петербурга и участник знаменитого праздника «Алые паруса», превратился в нежеланного изгоя в Европе.

Эксперты сходятся во мнении, что происходящее с «Штандартом» — чисто политическая акция, не имеющая отношения к морскому праву или безопасности. Капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков назвал это «очередной пакостью европейцев», направленной на создание психологического давления на Россию. Профессор-правовед Геннадий Котов считает, что капитану изначально не стоило идти в европейские порты, зная о степени русофобии, и что реальную помощь теперь могут оказать только российские моряки, если окажутся поблизости.

Рассматриваемый Мартусом вариант подачи иска в Международный морской суд эксперты считают малорезультативным из-за длительности и политизированности процесса. Вопрос о том, сможет ли «Штандарт» вернуться домой и обретет ли там правовой статус, остается открытым. Пока же уникальный парусник дрейфует в море неопределенности, став заложником большой политики.

Обратите внимание: Берлин поставил Москве условие для передачи данных по Навальному.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Почему ЕС не дает разрешения на заходы в порты уникальному паруснику.