Бюджетные остатки как инструмент финансовых спекуляций: внутренняя угроза экономике России

Вопрос о неиспользованных средствах на счетах федерального бюджета остаётся одним из самых острых и обсуждаемых в современной России. Эта проблема имеет глубокие корни и системный характер.

1. Хроническое накопление "мёртвых" денег

С 2004 года наблюдается постоянный рост остатков неиспользованных бюджетных средств. Эти деньги, вместо того чтобы работать на развитие страны, долгое время подвергались инфляционной эрозии, а часть из них выводилась в западные активы. После 2022 года стратегия сменилась на инвестиции в китайский юань. Парадоксально, но для "приумножения" этих средств Минфин привлекает дорогостоящие кредиты, сохраняя при этом базовый принцип: значительные российские ресурсы остаются без движения на счетах, не служа национальным интересам.

В 2025 году ситуация достигла нового уровня: замороженные бюджетные средства начали активно использоваться в коммерческих целях, управляясь крупнейшими банками, что напоминает практику олигархических 1990-х годов.

2. Масштабы проблемы

Без учёта Фонда национального благосостояния остатки средств федерального бюджета за 2024 год выросли на 500 млрд рублей — с 7,8 до 8,3 трлн рублей. По словам министра финансов, в эту сумму включены остатки на счетах бюджетополучателей, региональных бюджетов, внебюджетных фондов (которые выросли до 1,5 трлн рублей), средств некоторых юридических лиц и часть международных резервов в юанях и золоте.

Ключевой момент заключается в том, что это не временные остатки, а неснижаемый баланс. В бюджете на 2025 год запланировано постоянное поддержание суммы в 8,2 трлн рублей на счетах, от использования которых ожидается получение доходов в размере более 950 млрд рублей.

3. Парадокс изобилия и "нехватки"

Таким образом, Минфин постоянно держит на счетах колоссальные средства, достаточные для решения практически любой стратегической задачи страны. Однако на практике многие социально значимые инициативы — от отмены дискриминационного "регрессивного коэффициента" для военных пенсионеров до обеспечения жильём военнослужащих — блокируются аргументом о "нехватке денег". Это противоречие обнажает глубину проблемы.

4. Развенчание мифа об инфляции

Традиционное объяснение либеральных экономистов о том, что использование замороженных средств вызовет инфляционный рост, в данном контексте несостоятельно по двум причинам.

Во-первых, инфляция в России во многом имеет немонетарную природу. Цены растут не из-за избытка денег у населения, а из-за искусственного дефицита денежной массы (монетизация экономики составляет лишь половину от необходимого уровня) и безнаказанного ценового произвола монополий. Рост налогового бремени также вносит значительный вклад в удорожание товаров и услуг.

Во-вторых, исторический опыт, включая период после дефолта 1998 года и восстановление в конце 2022 года, показывает, что увеличение денежной массы, в том числе за счёт вовлечения в оборот замороженных бюджетных средств, может приводить к замедлению инфляции. Это происходит, когда рост деловой активности опережает рост денежного предложения.

5. Бюджет как кормушка для спекулянтов

Самое важное открытие 2025 года заключается в том, что средства на бюджетных счетах отнюдь не лежат без движения. Они активно используются крупными банками и финансовыми спекулянтами. Именно на этом Минфин и планирует заработать те самые 950+ млрд рублей дохода. Получается, что деньги формально остаются в бюджете, но фактически циркулируют в экономике, обслуживая не государственные нужды и национальное развитие, а интересы финансовых посредников.

Министр финансов признал, что эти инвестиции не направлены в реальный сектор, а носят спекулятивный характер. Об этом свидетельствует ожидаемая доходность, которая лишь незначительно ниже ключевой ставки ЦБ. Такая прибыльность недостижима для большинства производственных предприятий, но привлекательна для финансовых операций.

Обратите внимание: Выкачивание финансовых ресурсов из российских регионов.

6. Системная проблема либеральной бюрократии

Использование замороженных остатков бюджета в интересах спекулянтов, подрывающих экономическую стабильность, недопустимо. Однако у сложившейся бюрократической системы есть своя искажённая логика.

Более двух десятилетий страна находится под контролем либеральной бюрократии, которая создала ситуацию искусственного дефицита, замораживая налоговые поступления и другие бюджетные ресурсы. Эти средства годами могли использоваться для финансирования даже геополитических конкурентов.

Существует множество формальных оправданий такой политики. Например, Фонд национального благосостояния, созданный в 2007 году для поддержки пенсионной системы, после получения одобрения руководства страны фактически перестал использоваться по целевому назначению.

Возмущение действиями внешних врагов, вводящих санкции, не должно заслонять деятельность внутренних "либеральных патриотов", которые своим циничным подходом на протяжении десятилетий наносят России экономический ущерб, сопоставимый или превышающий ущерб от внешнего давления.

Публично зафиксированный в документах Минфина размер неиспользованных бюджетных остатков является наглядным приговором системе. Он документирует не только истинные мотивы и цели контролирующей социально-экономическую сферу бюрократии, но и степень её оторванности от реальных нужд страны.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Неиспользуемые остатки средств в бюджете давно стали кормушкой для финансовых спекулянтов.