Несмотря на введённые западные санкции, доходы российского бюджета от экспорта нефти и газа продолжают расти. По данным Минфина РФ, за первые семь месяцев года они составили 6,8 трлн рублей, что на 61,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот факт вызывает серьёзное беспокойство в США, где считают, что установленные ими правила должны соблюдаться во всём мире. Россия же, по мнению американских аналитиков, создала так называемый «теневой флот» и продолжает успешно торговать энергоресурсами, обходя ограничения.
1. Радикальное предложение: возрождение каперства
Чак ДеВор, главный эксперт по государственным инициативам Техасского фонда государственной политики, бывший конгрессмен и подполковник армии США в отставке, предлагает нестандартный выход из ситуации. Он считает, что США следует возродить практику каперства — выдачи лицензий частным судам на захват танкеров, перевозящих российскую нефть, с последующей продажей конфискованных грузов на аукционах. Свою позицию он изложил в публикации для «Записок федералиста».
ДеВор указывает, что, несмотря на внесение 14 танкеров «Совкомфлота» в чёрный список в феврале, реальных арестов судов не последовало. Это, по его мнению, подрывает авторитет США и эффективность сдерживания. Он также обращает внимание на масштабы обхода санкций: только в декабре российские порты покинули 196 танкеров под «удобными» флагами, таких как Панама, Габон и Либерия. Эти суда часто сопровождаются российскими военными кораблями у европейских берегов, после чего отключают транспондеры и перегружают нефть в открытом море методом «борт к борту».
2. Исторические прецеденты и юридическая база
Каперы, по сути, являются узаконенными пиратами, действующими по поручению государства. ДеВор напоминает, что они сыграли важную роль в американской истории, особенно во время Войны за независимость и войны 1812 года, нарушая британские линии снабжения. Хотя в 1856 году европейские страны подписали Паришскую декларацию, запрещающую каперство, США её не ратифицировали.
Более того, как подчёркивает эксперт, Конституция США (Статья I, Раздел 8, Пункт 11) до сих пор предоставляет Конгрессу право выдавать каперские свидетельства. Это создаёт, по его мнению, легальную основу для подобных действий. В качестве исполнителей он видит частные военные компании, которые, получив право захватывать нарушающие санкции суда, будут иметь финансовый стимул в виде аукционной продажи конфискованной нефти.
3. Экспертная оценка: почему идея утопична и опасна
Российские эксперты считают это предложение крайне радикальным и нереализуемым. Игорь Юшков, главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, в комментарии для «Свободной прессы» указал на несколько ключевых проблем.
1. Военный ответ. Россия в ответ на такие действия начнёт сопровождать свои танкерные караваны военными кораблями, которые будут уничтожать каперов. Уже сейчас суда в опасных регионах, например, возле Йемена, нанимают вооружённую охрану, способную дать отпор атакам.
2. Экономические последствия для самих США. Главным сдерживающим фактором, по мнению Юшкова, станет реакция мирового рынка. Захваты танкеров приведут к временному сокращению российского экспорта, что вызовет дефицит сырья и резкий рост мировых цен на нефть. Поскольку США остаются крупным импортёром нефти, это ударит по их внутренним ценам на топливо. Рост цен на бензин традиционно негативно сказывается на рейтинге любой американской администрации, будь то демократы или республиканцы.
3. Юридическая и логистическая неопределённость. Существует проблема идентификации груза. Нефть и танкеры, выходящие из российских портов, часто уже не принадлежат российским компаниям, а проданы международным трейдерам через офшоры. Отследить происхождение нефти после перегрузки в море практически невозможно, что чревато захватом судов нейтральных стран.
Юшков также напомнил о прецеденте с иранским танкером, нефть с которого США конфисковали и продали с аукциона в 2022 году, что было расценено как пиратство. Однако против России действуют иные санкции: не запрещено покупать её нефть, а лишь её транспортировка и страхование при цене выше $60 за баррель.
В целом, идея возрождения каперства выглядит анахронизмом, возвращением к практике средневековья. Её реализация не только нарушит современное международное морское право, но и создаст серьёзные экономические и политические риски для самих Соединённых Штатов.
Обратите внимание: Когда нефть закончится в России.
Последние новости о рынке нефти и газа и стоимости бензина и дизтоплива читайте в теме «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: В Америке хотят узаконить пиратство против российских танкеров — нефть забирать и продавать у себя на аукционах.