1. Дипломатический спор на постсоветском пространстве
Министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлев, отвечая на критику президента Белоруссии Александра Лукашенко, подчеркнул приверженность Астаны сбалансированной и мирной внешней политике. Он заявил, что Казахстан строит свои международные отношения на основе Устава ООН и норм международного права, призвав Минск объективно оценивать позицию республики. Нуртлев также отметил, что Астана убеждена в необходимости разрешения всех межгосударственных разногласий исключительно политико-дипломатическими средствами.
2. Критика Лукашенко и политика «многовекторности»
Ранее Александр Лукашенко раскритиковал подход некоторых постсоветских стран, которые, по его мнению, стремятся получать выгоды от отношений с Россией, не предлагая ничего взамен. В качестве примера он привел события в Казахстане в январе 2022 года, когда республика обратилась за помощью именно к России и Беларуси. Однако возникает вопрос: не практиковал ли сам Лукашенко в прошлом схожую «многовекторную» политику, и насколько прочны нынешние союзнические связи?
3. Геополитическое лавирование постсоветских элит
Сергей Прокопенко, доцент Белорусского государственного исследовательского университета, объясняет осторожность бывших советских республик их вынужденным лавированием между центрами силы: Россией, Китаем, США и их союзниками. Политические элиты этих стран, с одной стороны, не уверены в победе России в противостоянии с Западом, а с другой — не могут открыто встать на сторону США, опасаясь экономических последствий разрыва с Москвой. При этом безоговорочная победа России также не в их интересах, так как может усилить давление на них со стороны РФ.
4. Надежен ли союз с Беларусью?
Отвечая на вопрос о надежности Беларуси как союзника, эксперт отмечает, что у Минска в нынешних условиях просто не осталось иного выбора, кроме как дружить с Москвой. Несмотря на сужение поля для политического маневра, Лукашенко периодически делает двусмысленные заявления и предпринимает нелогичные с точки зрения союзничества шаги, пытаясь сохранить элементы независимой политики.
5. Логика Казахстана и провалы российской политики
Объяснения Астаны, включая закупки вооружений у стран НАТО и совместные учения, эксперт считает логичными в рамках давно избранной многовекторной политики, которая в период нестабильности становится особенно актуальной. Ключевая проблема, по его мнению, заключается в том, что сама Россия не выстраивает четкой и последовательной политики в регионе, позволяя партнерам нарушать договоренности без последствий. Это ставит под вопрос смысл удивляться поведению Грузии, Азербайджана или Узбекистана.
6. Динамика отношений и поиск баланса
В отношениях с некоторыми странами СНГ наблюдается положительная динамика — переход от враждебности или нейтралитета к более союзническим позициям. Эти государства, имея негативный опыт взаимодействия с Западом, осознали невозможность полного разрыва с Россией. Постепенное построение взаимовыгодных отношений — тяжелая и долгая работа. Практически все постсоветские республики движутся от крайностей к неким промежуточным, более сбалансированным форматам взаимодействия с Москвой.
7. Что должна делать Россия?
Для изменения ситуации Россия должна четко сформулировать и донести до элит соседних стран свои цели, задачи и приоритеты. Необходим жесткий контроль за выполнением взаимных обязательств. Реальное влияние Москва сможет оказать только после своей победы в противостоянии с Западом, когда станет очевидна неизбежность провала США и их союзников. Многовекторность партнеров в рамках интеграционных объединений, таких как ЕАЭС или ОДКБ, тормозит процессы сближения и делает союзы условными.
8. Риторика Лукашенко и уроки для Беларуси
Заявления Лукашенко о единстве являются частью его стандартной риторики, призванной подчеркнуть, что Беларусь — надежный союзник. До 2020 года Минск сам проводил многовекторную политику, но события последних лет, по мнению эксперта, доказали ошибочность такого курса. Важно и то, что Беларусь, в отличие от Казахстана, будучи непосредственным соседом ЕС, испытывает гораздо более сильное давление Запада, что ограничивает ее пространство для маневра.
9. Интеграция: реальность и разочарования
Степень интеграции между Россией и Беларусью, несмотря на прозрачные границы и равные права граждан, не достигла уровня, предполагавшегося соглашением 1999 года о Союзном государстве. Это скорее набор точечных проектов, а не системное решение. Тем не менее, это наиболее развитая форма интеграции на постсоветском пространстве.
10. Идеологический вакуум и «мягкая сила»
Главной проблемой, ведущей к отдалению постсоветских стран, является провал российской «мягкой силы». Россия проигнорировала работу по формированию пророссийских элит и общественного мнения в этих государствах. Образовавшийся идеологический вакуум заполняется другими игроками — ЕС, Турцией или Китаем. Трагический пример Украины, быстро превратившейся в оплот русофобии, наглядно показывает, к чему может привести такое невнимание.
Обратите внимание: Как и для чего нам нужно "маргинализировать" либералов. Часть 1/2..
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Почему Москва не в состоянии жестко контролировать постсоветское пространство.