Министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлев заявил, что Казахстан проводит «сбалансированную и мирную внешнюю политику, основанную на Уставе Организации Объединенных Наций и основных нормах международного права.
Таким образом он ответил на критику со стороны президента Белоруссии Александра Лукашенко, который обвинил Казахстан в "нечестном отношении к России". Нёртл призвал Минск объективно оценить позицию Астаны «относительно текущего процесса».
Он заявил, что Астана твердо убеждена в том, что "все разногласия между странами должны решаться политико-дипломатическими средствами" и что национальная внешняя политика, сформулированная главой государства в нынешних геополитических условиях, доказала свою эффективность.
Ранее Лукашенко раскритиковал внешнюю политику ряда постсоветских республик: «Мы (Беларусь) не стали играть в игры, как некоторые наши постсоветские страны: они хотят что-то взять у России, но ничего не отдать. Работаем, будем вместе! Недалек тот момент, когда вы придете в «Единую Россию» за поддержкой и помощью».
Лукашенко напомнил, что когда "что-то произошло в Казахстане", а именно масштабные волнения в республике в январе 2022 года, страна обратилась за помощью "не к Китаю, Индии или Пакистану", а к России и Белоруссии. Просите о помощи.
По сути Лукашенко прав, но разве он сам не сыграл в «многовекторность»? Есть ли у нас настоящие друзья или нас просто используют?
«Стоит прямо указать, что внешнеполитическая ситуация в постсоветское время очень непростая для нашей страны и нашего союзника Беларуси», — заявил доцент кафедры всеобщей истории Белорусского государственного исследовательского университета Сергей Прокопенко.
«Все страны находятся в ситуации, когда они вынуждены лавировать между разными центрами силы: Россия, Китай, США и их союзники имеют определенные интересы и работают над укреплением своих позиций в бывших советских республиках.
«Осторожная» позиция бывших советских республик по отношению к России и Белоруссии обусловлена неуверенностью политических элит этих стран в возможной победе России в ее конфронтации с Западом. При этом они не могут открыто встать на сторону США и их союзников, поскольку это означало бы разрыв отношений с нашей страной, что в первую очередь отразилось бы на экономике этих стран.
Элиты этих стран также не требуют безоговорочной победы России. Это неоправданно укрепит позиции России на международной арене и приведет к усилению давления на них со стороны Российской Федерации.
"СП": Сам Лукашенко достаточно надежный союзник? Или просто поневоле – когда нет другого выбора, кроме как дружить с Москвой?
- Фактически Минску ничего не остается, как дружить с Москвой. Сфера политической деятельности Лукашенко сузилась. Но даже в этом случае мы видим, что Александр Григорьевич все же пытался проводить независимую политику. С точки зрения союзнических отношений с РФ он часто делает двусмысленные заявления и совершает нелогичные действия.
«СП»: Насколько нас могут удовлетворить объяснения Астаны? Как закупка вооружений у стран НАТО и совместные с ними учения согласуются с членством в ОДКБ?
- Объяснение политики Казахстана логично и доступно для понимания. Еще в 2000-е годы в основу внешнеполитических отношений была принята многовекторная политика во многих странах постсоветского пространства. В настоящее время это имеет наибольшую актуальность. Период нестабильности с непредсказуемыми последствиями.
Чего мы хотим от Казахстана, если руководство нашей страны даже не пытается пожать руки «многовекторным» соседям? Если Россия позволит постсоветским странам нарушить соглашение, они так и сделают.
СП: Есть ли смысл удивляться поведению Грузии, Азербайджана и Узбекистана в контексте того, как союзники ведут себя подобным образом? Можем ли мы положиться на них?
«Именно в наших отношениях с этими странами мы видим положительную динамику. Они переходят от откровенно враждебных или нейтральных позиций к нейтральным и союзническим позициям соответственно.
Эти страны не имеют полностью положительного опыта отношений с Соединенными Штатами и их союзниками. Они поняли, что не могут разорвать связи с Россией, не говоря уже о том, чтобы стать ее врагами. Необходимо постепенно устанавливать взаимовыгодные и взаимовыгодные отношения.
Обратите внимание: Как и для чего нам нужно "маргинализировать" либералов. Часть 1/2..
Это тяжелая и долгая работа.Я считаю, что практически все бывшие советские республики переходят от крайних точек отношений с Россией (враждебность или союзничество) к промежуточным показателям.
«СП»: Какой должна быть политика России на постсоветском пространстве, чтобы потом не удивляться – мы им помогаем, мы им помогаем, куда они нас посылают…
- Политика России должна быть понятна элитам соседних стран. Россия должна четко определить свои цели, задачи и приоритеты в этих отношениях. Руководители нашей страны обязаны следить за выполнением своих обязательств перед странами постсоветского региона и перед Россией.
Только после победы в противостоянии с Западом РФ сможет оказать реальное влияние на ситуацию. Как только станет ясно, что провал неизбежен для Соединенных Штатов и их союзников, мы заметим перемены. Давайте подождем.
– Здесь снова возникает вопрос: справедлива ли такая многоперевозчиковая система в рамках Евразийского экономического союза, ОДКБ и других форм интеграции? —— Об этом заявил советник президента Российской ассоциации исследований Балтийского моря Всеволод Шимов.
— Фактически плюрализм тормозит интеграционный процесс и делает союз Казахстана весьма условным.
«СП»: Почему такие обвинения? Действительно ли Минск недоволен Астаной? Или он прямо-таки обижен на Россию?
- Лукашенко часто выступает с такими призывами к единству, это нормальная часть его внешнеполитической риторики; Что ж, в данном случае это хороший повод подчеркнуть, что Беларусь полностью выполняет свои союзнические обязательства.
«СП»: Где сам Лукашенко? Это потому, что у твоих самых близких друзей нет другого выбора?
— До 2020 года Беларусь фактически проводила политику нескольких операторов связи, во многом аналогичную той, которую проводит Казахстан. Но думаю, события последних четырех лет в полной мере продемонстрировали ошибочность такого подхода, и Минск сделал соответствующие выводы.
Также важно признать, что, будучи прямым соседом ЕС, Беларусь сталкивается с более серьезным давлением Запада, чем Казахстан, который имеет гораздо более широкое внешнеполитическое пространство для маневра.
С.П.: Эта дружба как-то развивалась или это было только на словах? Ранее Лукашенко утверждал, что у него с Путиным нет разногласий по вопросу национальной интеграции. Это все еще продолжается или все о нем забыли? Мечта 29 лет назад (страна де-факто) явно не сбылась. Что случилось с печально известной дорожной картой?
— Конечно, речь не идет о той степени интеграции, которая предполагалась соглашением 1999 года о создании Союзных государств. Несмотря на это, степень интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь является самой высокой за постсоветский период. Прозрачные границы, равные права для граждан, упрощенная процедура трудоустройства – все это вполне реальные вещи. Беларусь активно развивает сотрудничество с российскими регионами, белорусские компании участвуют в проектах импортозамещения.
Конечно, можно сказать, что это всего лишь целевые проекты и системного, качественного решения по углублению интеграции нет. Но, повторяю, отношения Беларуси с Россией представляют собой наиболее развитую форму интеграции в постсоветскую эпоху.
«СП»: Бывшие советские республики ведут себя так, как им выгодно. Для них некие моральные обязательства перед Россией не играют особой роли. Можно ли это как-то решить?
— Россия полностью проигнорировала инструменты «мягкой силы», направленные на культивирование пророссийских элит и общественного мнения в постсоветских странах. Этот идеологический вакуум, естественно, заполняется другими игроками – тем же ЕС, Турцией или даже Китаем. К чему это может привести, мы видим на примере Украины, страны, культурно и исторически наиболее близкой к России, которая, казалось, за несколько лет превратилась в оплот русофобии.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Почему Москва не в состоянии жестко контролировать постсоветское пространство.