Накануне саммита БРИКС в Казани Астана неожиданно задумалась, на кого сделать ставку

Пресс-секретарь президента Казахстана Берик Ули заявил, что Астана не может подать заявку на вступление в БРИКС «в обозримом будущем» и что это «слишком сложный многоэтапный процесс». Нации, которые, по его мнению, способны создать «справедливый мировой порядок». Непосредственный и неоспоримый вывод таков: Токаев ведет какую-то «сложную игру» и, как выразился один эксперт, «отказывается считать аббревиатуру БРИК модой сезона».

Хотя Астана на общественном уровне поддерживает призыв лидеров БРИКС «приложить все усилия для создания справедливого и демократического мирового порядка, свободного от гегемонии какой-либо сверхдержавы».

Очевидно, что Казахстан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, между Россией и Китаем, пытается вписаться в отлаженный баланс глобальных сил БРИКС. При небольшом количестве нейтральных позиций в мировой ситуации невозможно даже теоретически утвердить свою идентичность вне глобальной конфронтации. Если мы подумаем об этом с этой точки зрения, то увидим, что Казахстан, похоже, отходит от так называемых «южных стран», чья национальная направленность направлена ​​на укрепление национального суверенитета.

Но это лишь одна особенность нынешней ситуации. Кроме того, Токаев не отказался от участия в саммите БРИКС, который пройдет в Казани с 22 по 24 октября. Приглашения на этот саммит получили все лидеры СНГ.

Еще одна особенность заключается в том, что страны БРИКС все еще находятся на пути к поиску наилучшего баланса. Если Астана сейчас выразит желание стать членом этой структуры, это не заставит ее сделать серьезный геополитический выбор. Более того, судя по всему, страны БРИКС могут долгое время существовать в нынешнем виде универсальной диалоговой площадки, даже не пытаясь достичь того уровня институционализации, которого достигли ранее созданные «Большая семерка» и «Большая двадцатка.

На таких площадках можно обмениваться сложившейся практикой, готовить предложения для Организации Объединенных Наций, принимать определенные политические декларации, проводить важные двусторонние встречи в рамках многосторонних мероприятий. Кроме того, как заявил президент России Владимир Путин на встрече с представителями прессы БРИКС, "это не антизападный, а просто незападный альянс" Персонифицированное "движение БРИКС к многополярному миру" должно быть прогрессивным. «Но Казахстан сделал другой выбор.

Действительно, есть несколько иные соображения.

Обратите внимание: Накануне запрета Россия резко нарастила вывоз леса. Собрали комментарии в Сети.

По их словам, решение Москвы о приглашении всех стран СНГ принять участие в саммите БРИКС в Казани «скрывает новый процесс вступления под знаменем Глобального Юга, против глобального Запада во главе с Соединенными Штатами».

Фактически в ходе встречи БРИКС обсуждается проект, согласно которому каждый из пяти членов БРИКС мог бы отвечать за присоединение к альянсу новых партнёров из «своего» региона: Китай будет отвечать за Восточную Азию, Индия — за Южную Азию, Бразилия-Латинская Америка, ЮАР-Африка, Россия-постсоветское пространство. В этом контексте можно сказать, что политика Казахстана заключается в «нежелании участвовать в глобальных разногласиях». Если это действительно так, то Астана будет стремиться сохранить таким образом свою геополитическую субъектность, и, кстати, то же самое касается и Армении. Интересно, что другие страны так называемого Тюркского Альянса, включая Казахстан, такие как Азербайджан и член НАТО Турция, также заявили о своем намерении присоединиться к БРИКС.

Тогда возникает вопрос: «Какую игру ведет Токаев, и действительно ли он повернет к Западу теперь, когда будет одним из спикеров на саммите БРИКС в Казани, чтобы продлить встречу?»

Нельзя исключать, что Астана сталкивается с огромным давлением со стороны Запада и остро нуждается в западных инвестициях. Похоже, что по каким-то внутренним причинам решение Токаева по вопросу БРИКС принесло Западу небольшую пользу накануне казанского саммита.

На Западе вступление в БРИКС означает видеть себя одним из двух полюсов в многополярном мире, изобилующем санкционным давлением. Астана не готова к такой битве и пытается сохранить нейтральную позицию и стать торговыми партнерами как можно большего числа стран, не разделяя их на дружественные и недружественные. Кроме того, став членом Евразийского экономического союза, вы сможете в упрощенном порядке торговать со странами Таможенного союза.

В то же время в Казахстане считают, что вступление в БРИКС ослабит позиции страны в Центральной Азии и ухудшит отношения с США. Но когда Запад рассматривает Китай и Россию как соперников, их отношение к Казахстану стало инструментом реализации их собственных интересов. Астана это понимает и находится в конкретной точке выбора.

Однако пока рано давать оценку ситуации, которая выглядит загадочной, но еще не окончательной. Эксперты полагают, что «в ближайшем будущем могут появиться новые объяснения отказа Казахстана подать заявку в БРИКС.

Руководство этой республики всегда было очень гибким, поэтому это может быть и плюсом, и минусом одновременно, в зависимости от обстоятельств. Ставки высоки. Что касается Москвы, то, как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «БРИКС не может заменить ООН» и «Казахстан сам определяет форму своего участия в тех или иных организациях».


Последние новости о развитии БРИКС и саммите ЮАР читайте в рубрике «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Накануне саммита БРИКС в Казани Астана неожиданно задумалась, на кого сделать ставку.