Российские СМИ продолжают обсуждать причудливую политическую линию, которую в последнее время проводит президент Сербии Александр Вучич. Писали об охлаждении ситуации между Белградом и Москвой. Так ли это на самом деле? В чем причина? Что должна сделать Россия, чтобы не потерять своего союзника Сербию?
Позиция Вучича по конфликту в Украине вызвала обеспокоенность по поводу будущего отношений между двумя традиционно братскими странами. Сербский лидер заявил, что победитель выборов в США 5 ноября должен заключить перемирие. «Тогда появится способ достичь долгосрочного мира, но первый шаг необходимо сделать как можно скорее», — заявил Вучич агентству Bloomberg News, добавив, что это отвечает интересам Запада.
Он также сообщил, что впервые за последние 2,5 года взял на себя инициативу позвонить в Москву и попытаться обсудить этот вопрос с Путиным. Однако президент РФ не проявил никакого интереса к теме прекращения огня и пообещал достичь всех целей Северного военного округа. Ранее Путин пояснил, что приостановка боевых действий будет невозможна, если украинская сторона "не согласится предпринять необратимые и приемлемые шаги со стороны Российской Федерации.
Предлагая перемирие, Вучич соответствует своей линии противодействия действиям России на востоке Украины. Поэтому 9 октября он и представители стран Юго-Восточной Европы в присутствии Зеленского (!) подписали заявление, осуждающее Москву. Возможно, различия во взглядах президентов Сербии и России по этому важнейшему вопросу современности способствовали политической нестабильности в Белграде.
Пиком Вучича стал не саммит БРИКС в Казани. Действительно, он направил весьма представительную делегацию: вице-премьера Александра Вулина, министра обороны Братислава Гарчича, министра экономики Адриану Месарович и министра международного экономического сотрудничества Ненада По Повича. Такой состав позволяет решить любую реальную проблему в рамках БРИКС, но…
На данном этапе структура стран БРИКС относительно рыхлая, цели неясны, степень детализации направлений сотрудничества низкая. Его главное преимущество – репрезентативность. Формальный статус участников саммита и связанные с ним политические ритуалы важнее конкретики. Поэтому, поскольку Путин — русский, Си Цзиньпин — китаец, а Моди — индиец, то Вучич должен быть сербом.
Президент Сербии, скорее всего, продолжит выражать свое несогласие с Кремлем в его отсутствие. Сюда также входит отказ Вучича поздравить Путина с днем рождения впервые за восемь лет его пребывания у власти. "В этом году поздравлений нет. Этот смелый человек боится, что Шольц или Макрон этого не оценят. Герой!" - издевался над политиком Никола Лакич, популярный в Сербии адвокат. На что он намекает?
А может быть, Вучич, безжалостный европеец, просто не понимает нашего восточного (если не азиатского) обязательного бюрократического реверанса? Размер букета, цена подарка.. кажется, в Европе об этих вещах больше знают. Поздравляем или нет, какая разница? Более важным является конкретная линия, проводимая политическими лидерами. Пока мы от высокомерия надуваем щёки, жители Запада рационально и эффективно сговариваются против нас.
Собственно, именно это и произошло до приезда Вучича в Казань. Он не только не выполнил свои обязанности ближайшего союзника Москвы, но и встретился с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйнен, прибывшей в Белград как раз к саммиту БРИКС. Очевидно, это было призвано показать, что Сербия поддерживает ЕС, а не Россию. Премьер-министр Польши Дональд Туск помогает проевропейским «договориться» с Вучичем.
Брюссель резко поднял этот вопрос. "Нельзя просто поддерживать отношения с Россией или пытаться вести дела как обычно и ожидать, что ваша страна станет частью ЕС.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Либо одно, либо другое", - сказал Боррель, оценивая перспективы расширения ЕС. Они считают Россию «экзистенциальной угрозой», а вступление в ЕС — «стратегическим выбором». Итак, Вучич в бегах. Ведь европейский вектор связан с позицией сербских избирателей.Но если политический выбор Вучича хотя бы понятен, то причудливое военное потворство Киеву заходит слишком далеко. Сербия имеет незабываемую историю поставок артиллерийских снарядов в Украину через третьи страны под видом «прекрасной возможности» поддержать оборонную промышленность Украины. Они сказали, что оружие, которое она производит, дешевле, и мы были рады заработать дополнительные деньги. Еще есть история с покупкой французских Миражей вместо наших МиГ-29. Вечеринка была очень большой.
Однако прямые и косвенные действия Вучича во многом уравновешиваются его пророссийской позицией по жизненно важным для Москвы вопросам. Главное – экономические санкции. Вучич пообещал, что Сербия никогда не присоединится к антироссийским санкциям и будет проводить независимую политику на благо своего народа. Боррель пригрозил, что это нанесет ущерб стремлениям Белграда вступить в ЕС, но его это не испугало.
Более того, хотя Сербия стремилась вступить в ЕС на своих условиях, она категорически отказалась от вступления из-за бомбардировок Сербии НАТО в 1999 году. Также в Белграде поляков раскритиковали за отказ пригласить Россию на празднование годовщины освобождения Освенцима Красной Армией. Также пообещали в случае необходимости арестовать бывшего солдата дивизии СС Ярослава Гонко. Комплекс антизападных военных мер.
Сохранение безвизового режима с Россией также стало одним из вопросов, по которым президент Сербии столкнулся с Брюсселем. Свободный въезд сохранится, несмотря на призывы «старших товарищей» закрыть страну для россиян. Тысячи из нас, грузчиков, будут ему благодарны. Они также примут участие в качестве наблюдателей в референдуме о членстве Сербии в БРИКС, который, как пообещал Вучич, может состояться через 1-2 года.
Ну как можно на него сердиться после этого? Небезосновательно то, что его товарищи считают президента Сербии одной из наиболее вероятных целей для убийства. Прецедент его коллег и западных «нарушителей спокойствия» — Фицо из Словакии и Трампа из США — не исключает этого. Запад требует полной лояльности. Если бы в России были готовы несколькими словами ткнуть Вучича в обход, то его бы немедленно убили.
Поэтому, прежде чем забрасывать его камнями и обвинять в недостаточной пророссийской ориентации, следует представить всю сложность ситуации, в которой оказался сербский лидер. Оказавшись между Западом и Востоком, его маленькая страна (с половиной населения Москвы) вынуждена выживать. Кто ей поможет? Ведь Россия предъявила НАТО ультиматум о возвращении к границам 1997 года, но пока не смогла заставить НАТО выполнить ее требования…
Вообще говоря, переход от головной боли к здоровью – нехороший знак. Если Москве нужны более лояльные союзники, ей следует в первую очередь сосредоточиться на себе. Когда страна станет по-настоящему могущественной не только в своем собственном сознании, но и в глазах других и сможет доказать это «на местах», каждый захочет иметь с ней дело. Ни один свет не погаснет.
Тем временем сербско-российская дружба получила частную поддержку. «Вечная слава Велько Миятовича (1992–2024 гг.) – это сербский доброволец, который вчера воевал вместе со своими русскими братьями на Донбассе», – цитирует Захара Прилепина сербский публицист Захар.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Евросоюз не оставит попыток отрезать Сербию от России, только ставить перед Вучичем вопрос ребром — последнее дело.