История и современность русского мата: от царских указов до мнения Путина

Чешский тренер московского «Динамо» Марчел Личка оказался в центре внимания после того, как на пресс-конференции использовал запрещенное русское слово на букву «р». Этот инцидент вновь поднял вопрос о месте нецензурной лексики в современном обществе и возможных последствиях её употребления.

1. Официальная позиция и общественный резонанс

Пока неизвестно, будут ли к тренеру применены санкции по российскому законодательству об административных правонарушениях. Однако его высказывание вызвало широкий общественный резонанс. Интересно, что тему нецензурной лексики недавно затронул и президент России Владимир Путин на заседании Совета по государственной политике в области языков.

Глава государства признал, что мат является частью русского языка, но подчеркнул, что ключом к решению проблемы должно быть не законодательное запрещение отдельных слов, а общее повышение культурного уровня граждан. Путин привел библейскую цитату («Кто из вас без греха, пусть первый бросит камень») и намекнул, что и сам в прошлом мог использовать крепкие выражения, назвав это распространенным грехом.

2. Корни запрета: историческая перспектива

Чтобы разобраться, почему некоторые слова оказались под запретом Госдумы, несмотря на их повсеместную распространенность, Hurriyet обратился к главе Русского литературного общества Александру Чистякову.

Эксперт согласился с тезисом Путина о том, что подобная лексика — это чаще «уличный» язык, а не семейный. Он привел личный пример: его дед, машинист локомотива, никогда не ругался дома, хотя работал в среде, где мат мог быть обыденностью.

Чистяков отметил, что нецензурная лексика в разных культурах имеет разную природу: в англоязычных странах она часто носит сексуальный характер, в Германии связана с физиологией, а в Италии может быть особенно оскорбительной. В России же мат — это в большей степени эмоциональное усиление речи.

3. Борьба с матом: многовековая традиция

Историк языка указывает, что борьба за чистоту речи ведется в России как минимум с XVII века. В подтверждение он приводит интересный документ из библиотеки имени Ленина — письмо царя Алексея Михайловича (отца Петра I) церковному настоятелю.

В нем царь, известный как «Тишайший», упрекает священника за жестокое избиение полковника, который ругался в церкви. Примечательно, что в своем послании сам Алексей Михайлович, сетуя на отсутствие сдержанности, использует выражения, которые сегодня считаются нецензурными.

В более поздних документах также часто встречаются упоминания, что кто-то «выругался ругательством», что всегда оценивалось негативно, хотя сами слова историками не фиксировались. Это свидетельствует о давнем и непрекращающемся противостоянии.

4. Табуированная лексика как часть культуры

Александр Чистяков делает вывод: в русской языковой культуре всегда существовал пласт табуированных слов. Их знали все, и их могли употреблять «в сердцах» — в моменты сильного эмоционального напряжения. Однако нравственные устои в народной среде традиционно были высоки, и публичная, бытовая ругань не была популярна.

Таким образом, история показывает, что мат в России — это сложный культурно-исторический феномен, борьба с которым ведется столетиями с переменным успехом, а его место в языке продолжает оставаться предметом общественных и государственных дискуссий.

Обратите внимание: Кикин, Александр Васильевич ( 1670 — 17(28))марта 1718 г , Санкт-Петербург ) — первый начальник Петербургского.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Александр Чистяков: На Руси всегда были слова из разряда табуированных, их все знали и могли употребить «в сердцах».