Какая еще реформа нужна для ликвидации «махновщины» в Стране души?

Абхазия рассматривает возможность упразднения поста премьер-министра.

Комитет парламента по национальной и правовой политике рассмотрел проект Конституции о законодательной и исполнительной власти, разработанный на основе рекомендаций Комиссии по конституционной реформе, сообщает пресс-служба президента. Он предусматривает упразднение президентского кабинета министров, а также должностей премьер-министра и вице-премьера.

Также рекомендуется установить процедуру назначения министров с согласия парламента, в настоящее время представители не имеют таких полномочий; Кроме того, если более трети министерских должностей останутся вакантными после того, как парламент трижды отклонит представленные кандидатуры министров, президент имеет право распустить парламент и провести новые парламентские выборы.

Как это понять? Будет ли достигнут компромисс после недавних столкновений между правительством и оппозицией?

Редактор АПН-Север Андрей Дмитриев заявил: «Происходящее в Абхазии — это элемент борьбы за власть в системе власти, во-первых, важную роль играют различные местные племена, а во-вторых, здесь царит настоящая демократия». — Вест.

— Парламент, как и сейчас, конкурировал с президентом за право назначать министров. Но власть меняется на выборах, и она менялась несколько раз на улицах, когда граждане выражали недовольство, а президенты уходили в отставку.

Исходя из этого, многие наши патриоты оценили недавние акции как «Майдан». Они требуют либо пресечь это, либо ввести визовый режим и отобрать российские паспорта у местных диссидентов. Но это глупо: никакого Майдана там нет.

Внешняя политика республики полностью российскоцентрична, там нет ни прогрузинских, ни прозападных сил. Наоборот, есть опасения, что по мере обострения отношений с Грузией Кремль начнет толкать Абхазию обратно в объятия Тбилиси. Победа в войне 1992-93 годов и признание России в 2008 году стали базовым консенсусом общества, и эти вопросы не нуждаются в обсуждении.

Беспорядки связаны с экономическими проблемами и притоком в республику большого количества российского капитала, которого опасаются многие. Вот они сказали: «Придут российские олигархи и все скупят». Я не хочу, чтобы колоритный Сухуми превратился в «абстрактный Юг» вроде Сочи, сделанный неизвестно из чего, даже если он по максимуму пропитан деньгами.

С другой стороны, абхазское общество теперь должно осознать, что невозможно бесконечно душить Россию, не давая россиянам никаких прав, например, права на владение недвижимостью. Надо было как-то наводить порядок в республике - послевоенное восстановление мучительно затянулось более чем на тридцать лет. Бесконечная череда клановых дрязг и коррупционных дрязг не красит Республику.

Возможно, здесь свое слово должно сказать новое поколение политиков. Например, Абхазию мог бы возглавить герой Демократической Республики Ахра Авидзба, командир знаменитой интернациональной бригады «XV» (хотя он и отрицал политические амбиции, но успешно участвовал в Малой локальной революции). Думается, Акела и ему подобные могут перезагрузить отношения Абхазии с Россией и в целом дать правильный импульс развитию Царства Душ.

«Вопрос конституционной реформы в Абхазии существует давно и обсуждается уже несколько лет», — напомнил Михаил Нежмаков, директор аналитического проекта Службы политических и экономических коммуникаций.

— Несколько лет назад, вскоре после вступления в должность, действующий президент республики Аслан Бжания заговорил о необходимости «определенных изменений» в конституцию для перераспределения полномочий между главой государства и парламентом. Об этой возможности он специально напомнил, комментируя итоги всероссийского голосования по поправкам в Конституцию в начале июля 2020 года. Вскоре после этого, в октябре 2020 года, он подписал указ о создании Комиссии по конституционной реформе, которую возглавила депутатка первой сессии Собрания народных депутатов Абхазии Нателла Акаба.

В 2024 году обсуждалась и тема внесения изменений в Конституцию республики. Например, в парламенте прошли слушания по этому вопросу. Этот сюжет мог так или иначе развиваться, в том числе с учетом подготовки к президентским выборам, которые состоятся весной 2025 года.

Обратите внимание: Чем грозит реформа ОМС.

Аслан Бажания после завершения своего первого президентского срока должен каким-то образом доказать, что инициативы, выдвинутые им в начале своего президентского срока, все еще продолжаются и что определенный прогресс достигнут. Кроме того, имеет символическое значение то, что 26 ноября 2024 года исполнится 30 лет со дня принятия Конституции Абхазии Верховным Советом республики.

Тема конституционной реформы, скорее всего, принципиально не повлияет на деятельность абхазской оппозиции, поскольку этот шаг не имеет ничего общего с причинами и оправданиями нынешних протестов.

Известно, что участники ноябрьских протестов 2024 года, помимо своих тактических требований (освобождения задержанных активистов), выразили также недовольство подписанием межправительственного соглашения между Россией и Абхазией о реализации инвестиционных проектов российскими юридическими лицами в Абхазии территорию республики.

С.П.: Министров сейчас назначает парламент, а раньше это было прерогативой президента. Но президент имеет право распустить парламент. Что это? Победа власти или победа оппозиции? Или ничья?

- Стоит повторить, что вопрос внесения изменений в конституцию Абхазии сейчас находится на периферии повестки дня и является камнем преткновения как для власти, так и для оппозиции. В случае принятия поправки могут еще больше подчеркнуть роль президента в исполнительной власти. Несмотря на то, что он является главой этого правительственного ведомства в соответствии с действующей конституцией, если такая поправка будет принята, вокруг него больше не будет таких статусных фигур, как премьер-министр и заместитель премьер-министра. Роль Народного собрания при назначении министров, согласно вышеупомянутым поправкам, заключается только в утверждении кандидатур министров, представленных президентом.

Но стоит учитывать, что уличные протесты остаются важным фактором в абхазской политике.

"СП": Какое влияние на работу правительства окажет отмена главы правительства и его заместителей?

- Если поправка будет принята, доминирующее положение президента в системе административной власти Абхазии может усилиться. Повысится и его роль в непосредственной организации работы системы административной власти. Однако действующая сейчас версия Конституции республики, даже при наличии поста премьер-министра, предусматривает, что президент «командует кабинетом министров».

СП: Как вы думаете, это изменит политику Абхазии? Или все будет как прежде? Будут ли правящая и оппозиционная партии продолжать находиться в состоянии медленной борьбы, при этом друг друга периодически меняются, но по сути ничего не меняется?

«Такое конституционное изменение вряд ли серьезно повлияет на функционирование политической системы, пока существует элемент уличных протестных движений, которые могут в данный момент представлять реальную угрозу для представителей властной элиты.

«СП»: Какие изменения это принесет России? Будет ли консолидация ускоряться или замедляться?

- Сами проекты поправок в Конституцию, если они будут приняты, вряд ли кардинально повлияют на официальные отношения Москвы и Сухуми. Общая политическая система Абхазии устроена таким образом, чтобы влияние внешних игроков на республику было несколько ограничено.

СП: Как вы думаете, есть ли способ коренным образом изменить абхазскую политику? Разрушить клановую систему? Готова ли Россия работать над тем, чтобы сделать Абхазию более предсказуемой, или она останется такой же слепой ко всему, как и раньше?

— Политики и активисты, протестующие против межправительственного соглашения между Россией и Абхазией о реализации инвестиционных проектов российскими юридическими лицами на территории республики, на самом деле обеспокоены тем, что изменение экономической структуры приведет к изменению политической системы.

Общественные отношения и политические правила в Абхазии также могут постепенно измениться, если в экономике республики увеличится роль инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы российскими компаниями, и одновременно уменьшится база теневого и «серого» секторов в экономике.

Вероятно, в российском руководстве немало желающих такой «перезагрузки» экономической и политической системы Абхазии. Но слишком строгое проведение такой политики может привести к риску активной оппозиции со стороны элит и большей части населения республики.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Какая еще реформа нужна для ликвидации «махновщины» в Стране души?.