Смогут ли китайские лоббисты предотвратить войну крупнейших экономик мира

По данным американского журнала Newsweek, у избранного президента США Дональда Трампа и американского миллиардера Илона Маска может возникнуть спор по поводу Китая. По мнению опрошенных изданием экспертов, Маск, скорее всего, будет выступать против жесткой экономической политики в отношении Китая, поскольку у него есть значительные деловые интересы в этой стране.

В то же время агентство Bloomberg ранее сообщало, что Маск может стать посредником в китайско-американских торговых отношениях, если Трамп будет избран. Чего действительно ожидать? Является ли Маск единственным в окружении Трампа, кто интересуется Китаем? Откажутся ли лоббисты от своей жесткой конфронтационной линии?

Редактор APN Northwest Андрей Дмитриев высказал мнение: «Надо думать, что в данном случае Newsweek внимательно изучает отношения Дональда Трампа с Илоном Маском. Осуществление фабрикации, которая имеет решающее значение для нового правительства, также имеет много противников.

«Это значительная часть не только Демократической партии и «глубинного государства», но и республиканского истеблишмента. Маск очень активно инвестирует в свою президентскую кампанию и явно намерен произвести революцию в системе.

Он поставил цель перед Департаментом эффективности государственного управления (DOGE), который он и Вивек Рамасвами возглавляют, сэкономить 2 триллиона долларов за счет административных реформ – представляете, насколько это чувствительно для бюрократии?

Кроме того, Маск действительно имеет большое влияние на Трампа и в последнее время чуть ли не жил на своем курорте Мар-а-Лаго. Избранный президент даже пошутил, что отправить его домой все равно не может.

Я думаю, что, хотя деловые интересы в Китае есть, Маска это сейчас не особо волнует. Он добился всего в бизнесе, теперь он хотел снова сделать Америку великой, и появилась возможность – и его лучший момент был еще впереди. Так что Илон и Дональд никогда не поссорятся из-за Пекина. Но внутриполитические беспорядки могут сыграть свою роль в будущем, поскольку Трампу придется нелегко бороться не только с демократами, но и с собственным партийным истеблишментом.

"Как известно, для компании Tesla во главе с Илоном Маском Китай является важнейшим рынком сбыта", - напомнил руководитель аналитического проекта Бюро политических и экономических коммуникаций Михаил Нежмаков.

Среди них автомобили Tesla Model Y, произведенные на заводе в Шанхае, были включены в список кандидатов на автомобили, закупаемые партийными и правительственными учреждениями провинции Цзянсу.

В свою очередь, поставки запчастей из Китая важны для деятельности компании в США.

Поэтому еще при первой администрации Трампа Тесла пытался оспорить в суде тарифы, введенные властями США на китайский импорт.

Сам Илон Маск несколько раз посещал Китай, например, весной 2024 года. Затем он провел переговоры с Ли Цяном, премьер-министром Государственного совета Китайской Народной Республики, который назвал работу Теслы в Китае успешным примером американо-китайского сотрудничества. Стоит также отметить, что Илон Маск ранее хвалил космическую программу Пекина. В результате Маск, вероятно, останется одной из самых умеренных фигур в команде Дональда Трампа по Китаю.

«СП»: Они действительно поссорятся?

——Было бы странно, если бы Трамп не учел деловые интересы Маска. Поэтому избранный президент США, возможно, захочет использовать этот фактор в рамках переговоров с Китаем, в которых Маск будет играть роль «хорошего полицейского». В то же время мы помним, что Трамп во время своего первого президентского срока часто менял свое отношение к членам команды и принимал важные кадровые решения.

Рекс Тиллерсон, занимавший пост главы Госдепартамента США в начале первого президентского срока Трампа (и, кстати, тоже бизнесмен), утверждает, что получил сообщение от 45-го президента в соцсети.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Он узнал, что тот был уволен. Очевидно, что Маск — очень важная фигура, но это не отрицает того, что Трампа, скорее всего, ждет с ним ссора или даже полный разрыв в будущем.

Кроме того, предстоящий срок Трампа на посту президента является его последним, а это означает, что ему не нужно добиваться переизбрания, а это означает, что у него меньше сдерживающих факторов для жестких действий, даже в отношении очень ценных коллег.

«СП»: Может быть, Маск сможет стать посредником между Пекином и Вашингтоном?

- Это было бы логичным шагом. Но это не значит, что Маск действительно станет главной решающей фигурой во внешнеполитическом курсе будущей администрации Трампа в отношении Китая. Там интересы Маска столкнутся с антикитайским лобби.

Например, будущий кандидат администрации Трампа на пост госсекретаря Марко Рубио является представителем жесткой линии в отношении Пекина, как и кандидат на пост советника по национальной безопасности Майкл Вальц. И в стиле Трампа он вел прагматичные переговоры с Пекином, одновременно оказывая новую волну давления на Китай.

«СП»: Есть ли вокруг Трампа китайские лоббисты? Насколько серьезны их полномочия?

— Стивен Шварцман, основатель инвестиционной компании Blackstone Group, является республиканским донором, который в конечном итоге поддержал президентскую кампанию нынешнего президента, хотя на каком-то этапе он более скептически относился к этой политике, но его также называли потенциальным неформальным посредником между Пекином и Китаем будущая администрация Трампа.

Например, еще в ноябре 2022 года Шварцман заявил: «Республиканской партии пора обратиться к новому поколению лидеров». Для Пекина действительно логично сделать ставку на близких к Республиканской партии представителей крупного бизнеса т.к рост напряженности между Китаем и США им не очень выгоден. Но вообще говоря, внутри республиканского лагеря, конечно, существует традиционно сильное антикитайское лобби.

«СП»: Трампу обязательно придется спорить с Китаем или многие его товарищи предпочитают налаживать нормальные отношения? Или это уже вопрос экзистенциальной вражды?

— Избиратели-республиканцы традиционно более осторожны в отношении Китая, чем избиратели-демократы в США. Аналогичным образом, упоминание о существовании такого мощного противника, как Пекин, является хорошим аргументом в пользу увеличения расходов на оборону, что логически аргументируют оружейные компании, чье влияние в республиканском лагере традиционно сильно.

С другой стороны, тот же Илон Маск во время своего визита в Китай в мае 2023 года сравнил интересы Пекина и Вашингтона с «сиамскими близнецами», что может означать, что, во-первых, экономики двух стран тесно связаны. Когда речь идет о бизнесе, тесно связанном с Республиканской партией, первое, что приходит на ум, — то же самое нефтяное лобби. При этом стоит отметить, что закупки Китаем американской нефти в 2023 году почти удвоятся.

Поэтому найдутся и прагматики, которые присоединятся к администрации Трампа и будут выступать за смягчение отношений с Пекином. Кроме того, первый президентский срок Трампа предоставил примеры ослабления напряженности в отношениях с Китаем, такие как подписание первой фазы торгового соглашения в начале 2020 года.

Другое дело, что линия экономического сдерживания против Китая — это не какая-то «война одного человека» Трампа — просто помните, что администрация Джозефа Байдена разработала аналогичную стратегию.

Опять же, давайте не будем забывать традиционный стиль внешней политики Трампа, который часто предполагает доведение ситуации до кульминации, прежде чем приступить к прагматичным переговорам.

Поэтому вполне вероятно, что диалог между Вашингтоном и Пекином продолжится в той или иной форме при будущей администрации США, но, скорее всего, он будет проходить в контексте резкого перехода от напряженности к относительной деэскалации.

«СП»: Какую позицию в этом плане занимает Тайвань? Готовы ли американцы обменять его поддержку на компромисс с Китаем?

—— Тайвань слишком важен для Соединенных Штатов как с экономической точки зрения, так и с точки зрения военно-стратегических интересов США в регионе. Поэтому Вашингтон вряд ли откажется от поддержки в обозримом будущем. Скорее, значение, которое общественность придает этой поддержке, будет различаться на разных этапах.

Аналогично, протайбэйское лобби сильно как в Демократической, так и в Республиканской партиях. Люди, возможно, еще помнят, что Марко Рубио, который также является потенциальным госсекретарем, выступил с инициативой предоставить Тайваню приоритет в выполнении военных приказов, когда он был сенатором в 2022 году.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Смогут ли китайские лоббисты предотвратить войну крупнейших экономик мира.