Кремль создаёт параллельный дипломатический канал: внешнеполитические функции переходят от МИД к Администрации президента

В российской системе управления внешней политикой ожидаются серьёзные изменения. К концу текущего года в Администрации президента (АП) планируется создать новый департамент, который возьмёт на себя ключевые направления международной деятельности. Это решение ставит под вопрос традиционную роль Министерства иностранных дел и порождает дискуссии о причинах создания второго, параллельного дипломатического контура.

1. Новые полномочия и ответственные лица

Согласно имеющейся информации, новая структура в АП будет сосредоточена на взаимодействии с соседними странами и отдельными аспектами сотрудничества с государствами так называемого глобального Юга. Пока не идёт речи о полном дублировании функций МИДа, но перераспределение полномочий очевидно. Курировать это направление, вероятно, будет заместитель руководителя Администрации президента Сергей Кириенко, который уже отвечает за внутреннюю политику, общественные проекты и цифровое развитие.

Это назначение вызывает вопросы о нагрузке на чиновника, учитывая его обширный текущий функционал. Однако оно выглядит логичным в свете слухов о возможном уходе с должности Дмитрия Козака, который ранее курировал внешние связи в АП. Передача его обязанностей новому руководителю кажется закономерным шагом в реформировании аппарата.

2. Геополитический фокус и «поддержка государственного строительства»

Особый интерес представляет заявленная цель новой структуры — оказание помощи другим странам в «государственном строительстве». Эта формулировка допускает различные трактовки: от мягкого влияния до более активных форм интеграции. Частые визиты Сергея Кириенко на территорию Донбасса, в Запорожье и Херсонскую область в последние годы могут быть частью этой работы, направленной на окончательную интеграцию новых регионов России, которые де-юре уже вошли в её состав, но де-факто требуют масштабной трансформации.

Потенциально в зону ответственности нового департамента могут попасть и другие проблемные точки на постсоветском пространстве. В качестве примеров можно рассмотреть ситуацию в Гагаузии, где был осуждён пророссийски настроенный башкан, или в Казахстане, где задержан блогер Аслан Толегенов, ранее отмеченный Кириенко. Способность новой структуры эффективно решать такие сложные вопросы станет для неё первым серьёзным испытанием.

3. Причины реформы: прагматизм против традиционной дипломатии

Создание параллельного внешнеполитического ведомства указывает на глубокие системные причины. По всей видимости, в Кремле считают, что классическая дипломатия в лице МИДа не справляется с вызовами нового исторического периода, для которого характерна жёсткая конфронтация с Западом. Министр иностранных дел Сергей Лавров косвенно признал проблемы, отметив отсутствие у России полноценных союзников в этом противостоянии.

Передача части полномочий технократам из АП выглядит как попытка обойти бюрократические ограничения и идеологическую непоследовательность прошлых лет. Если в 2000-е внешняя политика была нацелена на интеграцию с Западом, а затем резко сменилась курсом на конфронтацию, то выстраивать стабильные альянсы в таких условиях крайне сложно. Новая структура, как ожидается, будет более гибкой и прагматичной, ориентированной на решение конкретных задач, а не на соблюдение дипломатических протоколов.

4. Вызовы и внутренние противоречия

Реформа неизбежно вызовет ведомственное сопротивление. Для МИДа потеря части функций означает сокращение влияния и ресурсов. Кроме того, остаётся открытым вопрос об идеологической основе новой внешней политики. Попытки экспортировать «традиционные ценности» наталкиваются на культурное многообразие постсоветского пространства и всего мира, где универсальная концепция «русской традиции» может быть невоспринимаема.

Таким образом, создание внешнеполитического департамента в Администрации президента — это не просто бюрократическая перестановка. Это признание кризиса традиционной дипломатии и попытка найти более оперативные и результативные механизмы для защиты российских интересов в сложной международной обстановке. Успех этой реформы будет зависеть от того, сможет ли новая структура предложить работающую модель взаимодействия с внешним миром, отличную от методов МИДа.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Внешнюю политику России заберут у МИД в пользу АП — не всю, но главную.