Грузия постепенно выходит из системного кризиса, хотя возле здания парламента в Тбилиси собираются митинги протеста оппозиции с требованием проведения новых выборов. Но протест был мирным: у Капитолия не дежурили сотрудники правоохранительных органов, не было трибуны и ораторов.
В этом контексте бывшая президент Саломе Зурабишвили, полномочия которой истекают 29 декабря, заявила, что после истечения срока ее полномочий "не хочет походить на белорусскую оппозицию Светлану Тиханову - Кая стала изгнанным политиком».
Зурабишвили заявила, что не может быть и речи о том, чтобы покинуть Грузию, как это сделали ее родители и другие родственники во время советизации в 1921 году. Она продолжает рассматривать парламентские выборы 26 октября и президентские выборы 14 декабря как "пародию" и "провокацию", поддерживает антиправительственные протесты и не планирует покидать президентский дворец.
В связи с этим многие западные эксперты полагают, что у Зурабашвили есть и запасной план «Б», который означает, что она попытается создать так называемый параллельный парламент из представителей оппозиции и ввести в стране двоевластие. В то же время некоторые полагают, что Запад мог бы поддержать этот сценарий.
Но начали происходить неожиданные вещи. Еврокомиссия вдруг предложила восстановить визы ЕС для грузинских чиновников, а буквально недавно, 16 декабря, на встрече министров иностранных дел ЕС было принято решение ввести визовые ограничения для владельцев грузинских официальных и дипломатических паспортов в зависимости от ситуации в стране. «Не только это.
Генеральный секретарь Совета Европы Алан Берсет заявил в Тбилиси, что правительство Грузии готовится создать рабочую группу для обсуждения изменений в законе о "прозрачности иностранного влияния", и что к рабочей группе присоединится и Венецианская комиссия.
В ответ премьер-министр Ираклий Кобахидзе отметил, что "принимаются только разумные комментарии". «Если кто-то нам докажет, что этот закон имеет негативное влияние, мы готовы провести такое обсуждение. Мы особенно готовы сотрудничать с соответствующими органами Еврокомиссии», — сказал он».
Кстати, такое предложение правительство Грузии сделало перед парламентскими выборами, но оно было отвергнуто Западом.
Брюссель заявил, что закон об иностранных агентах «препятствует евроатлантической интеграции Грузии и нарушает демократические принципы», хотя Тбилиси действует в рамках так называемой западной парадигмы, а правящая партия «Грузинская мечта» выразила неодобрение ЕС и стремлениям ЕС. НАТО.
Даже отвергнув антироссийские санкции, связанные с военными действиями на Украине и открыв так называемый «второй фронт» против России в Грузии, Тбилиси не увидел в этом пути к примирению с Москвой, а заявил, что это только ради мир с Россией.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Один аргумент просто указывает на стремление Грузии к большему суверенитету.Но когда Кобахидзе представил одобренный правительством план в парламент, он заявил, что «Грузия приостановит переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года», что шокировало западные страны. Власти до сих пор отвергают любое европейское финансирование.
В Брюсселе осознали, что «ЕС не только теряет Грузию, но и подталкивает ее к России», а в Грузии начали понимать, что развитие страны и повышение уровня социальной жизни не зависят от процесса европейской интеграции.
Но это проблема не только Грузии. Димитар Пичев, старший научный сотрудник Европейского фонда Карнеги и преподаватель Школы глобальных и региональных исследований Оксфордского университета, заявил, что «решение Грузии отказаться от пути к членству в ЕС не только повлияет на перспективы страны» вступления в ЕС, но и для всего процесса расширения ЕС на Востоке».
Более того, Тбилиси «проявил явное презрение к Брюсселю, настаивая на том, чтобы переговоры возобновились, но с достоинством, справедливостью и без шантажа». Таким образом, Грузия создала полунезависимую модель, которая могла бы пользоваться привилегиями ЕС «без необходимости проведения трудоемких реформ, необходимых для этого» вступить в ЕС».
Но что еще более опасно для Брюсселя, Грузия создает прецедент, который может побудить другие страны-кандидаты последовать ее примеру.
Сербия тому пример. Правительство Сербии ведет переговоры о вступлении, но медленно выполняет требования ЕС, такие как введение санкций против России или разрешение конфликта с Косово. Система правления Сербии также не соответствует «демократическим стандартам» ЕС.
Кроме того, существует вероятность того, что новый президент США Дональд Трамп «станет партнером Грузии», что позволит Тбилиси проводить обширные политические маневры на Западе, на словах подчиняясь европейским требованиям, но в то же время работая над укреплением связей с отношением США. Чтобы этого не произошло, Брюссель начал «сдавать» Зурабишвили.
Что касается партии «Грузинская мечта», то после победы на парламентских и президентских выборах и руководствуясь присутствием проевропейски настроенных избирателей, она решила пойти по пути компромиссного соглашения с ЕС, что в случае сильного случая могло бы снизить накал напряженности протестное движение. Никаких инструментов не требуется.
Более того, в настоящее время нет оснований ожидать каких-либо изменений во внешней политике Грузии. Другое дело, как написал грузинский обозреватель российского информационного агентства «Спутник» Арчил Сихарулидзе, политическая повестка правящей партии все еще меняется: «Грузины больше не хотят слепо идти в Европу, что доказали результаты прошедших парламентских выборов».
Это начало национального кризиса идеологии «европеизации», когда национальные интересы преобладают над общеевропейскими ценностями, что может вскоре определить новую экономическую и геополитическую реальность Грузии.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Брюссель толкает Грузию в сторону России, но не может остановиться.