Российский спорт сохранил силу: путь к возвращению на международную арену лежит через спортивную дипломатию, а не ожидание чуда

Россия продолжает оставаться влиятельной спортивной державой, несмотря на попытки международных спортивных функционеров изолировать её атлетов. Вопрос о том, как будет развиваться отечественный спорт в новых условиях, в интервью «Свободной прессе» прокомментировал известный телекомментатор Дмитрий Губерниев.

1. Интерес к биатлону в новых реалиях

«СП»: Дмитрий, ваш голос неразрывно связан с биатлоном, где раньше главными соперниками наших спортсменов были шведы и норвежцы. Теперь соревновательная среда изменилась. Снизился ли из-за этого ваш профессиональный интерес?

— Конкуренция, безусловно, претерпела изменения, но стоит помнить о белорусских спортсменах. Если бы Международный союз биатлонистов (IBU) действительно хотел усилить давление, он бы и их отстранил. Однако они продолжают выступать, пусть и не на всех турнирах.

Позиция IBU, лишившего Россию международных стартов, парадоксальным образом оставила нам сами международные соревнования — мы проводим свои масштабные турниры.

«СП»: Но в восприятии российских болельщиков белорусы едва ли считаются иностранцами.

— Интерес к биатлону, конечно, несколько снизился, отрицать это бессмысленно. Однако он остаётся на очень высоком уровне. Напряжённая борьба, характер спортсменов, качественная телевизионная картинка — всё это работает.

Мы продолжаем работать с полной отдачей. Рейтинги «Матч ТВ» показывают, что биатлон даже в нынешнем формате — крайне успешный продукт, аудитория которого превышает целевую аудиторию самого канала. Это впечатляющий результат.

Что касается отсутствия иностранных звёзд, моя позиция проста: не нужно пытаться ломиться в уже закрытую дверь. Эпоха изменилась.

2. Клубная модель и популяризация спорта

«СП»: Вячеслав Фетисов предлагал развивать клубную систему в индивидуальных видах спорта, чтобы создать дополнительные стимулы и привлечь болельщиков разных команд.

— Для этого нужны сильные, состоявшиеся клубы. У нас уже существует Международная клубная биатлонная лига. Однако текущая система в России заточена под региональный принцип: субъекты федерации борются за результаты и получают за них финансирование.

Переодеть спортсменов в разные клубные цвета — дело техники. Но за этим должна стоять экономика: клубу нужно тратить деньги на содержание команд. Сейчас основное финансирование идёт от государства и спонсоров, поощряющих регионы-лидеры.

«СП»>

Обратите внимание: Доллар слабеет в преддверии Инаугурации избранного президента США..

Если отложить клубную идею, можно ли повысить популярность за счёт создания ярких спортивных личностей, как в «Формуле-1»?

— В первую очередь, этого должны захотеть сами спортсмены. Мы, журналисты и комментаторы, делаем всё, чтобы их раскрыть и показать. Но окончательное решение — строить ли личный бренд — лежит на них.

«СП»: Есть также предложения синхронизировать наши внутренние старты с этапами Кубка мира и сравнивать результаты в режиме реального времени.

— Это несерьёзная идея, которую я не могу комментировать. Разные трассы, разный снег, разное оборудование — сравнивать результаты напрямую некорректно. Подобные вещи подробно разбираются в базовых учебниках по биатлону.

3. Главное достижение и путь вперёд

Самое важное — нам удалось сохранить спорт в этот сложный период. Сохранился интерес с двух сторон: дети продолжают идти в секции, а зрители — смотреть соревнования.

Биатлон остаётся сильной дисциплиной, растёт популярность лыжных гонок, неизменно высок интерес к фигурному катанию, успешно проходят чемпионаты по волейболу и баскетболу. О футболе и хоккее я не говорю — они всегда были флагманами.

Сейчас важно сконцентрироваться на поддержке менее коммерческих, но значимых олимпийских видов спорта. Государство для этого многое делает, о чём говорит и совмещение постов министра спорта и главы Олимпийского комитета.

Мы сохранили спорт. Но для его развития необходимо вернуться на международную арену.

«СП»: Но это же от нас не зависит?

— Зависит! Это улица с двусторонним движением, и мы не должны сами её перекрывать. Я верю в силу спортивной дипломатии.

4. Спортивная дипломатия в действии: пример для подражания

«СП»: Что вы подразумеваете под спортивной дипломатией?

— Нужно стучаться во все двери. Яркий пример — российский каноист Захар Петров, которого я считаю лучшим спортсменом России 2024 года.

Он принял решение поехать на Олимпиаду в Париж, где дважды стал четвёртым, не завоевав медаль. Однако этот опыт оказался бесценным: сразу после Игр в Самарканде он выиграл три золота чемпионата мира.

Его решение вызвало неоднозначную реакцию: некоторые называли его предателем, были случаи давления на его семью. Но он прошёл этот путь до конца, доказав свою правоту, и заслуженно получил поздравления от президента.

Захар — лучший не потому, что у него больше всего золота. Он лучший потому, что принял сложный вызов и оказался прав. Он показал путь.

Именно поэтому не стоит возлагать надежды на какую-то дату в календаре или ждать, что некий «американский бульдозерист» 20 января расчистит для нас путь на все мировые арены. Будущее российского спорта на международной сцене зависит от нашей активной позиции, дипломатии и таких спортсменов, как Петров.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Мы не должны надеяться, что 20 января «американский бульдозерист» нам откроет двери на все спортивные арены мира.