Почему силам свержения Асада будет трудно удержать власть

Новые сирийские власти заинтересованы в мире между этническими и религиозными общинами. Но на самом деле они не могут решить эту проблему.

Сообщения, поступающие из Сирии, вызывают тревогу. Группа исламистских боевиков сожгла христианскую рождественскую елку в городе Скарбия в провинции Хама. В Латакии межэтнические столкновения привели к гибели многих людей и поджогу алавитского храма.

В провинции Хомс вспыхнули ожесточенные артиллерийские бои между войсками правящей суннитской исламистской группировки ХТС* и местными алавитскими племенами. Сообщается, что это произошло в ответ на арест криминального авторитета, связанного с общиной алавитов.

Христиане провели демонстрации в Дамаске, Хомсе и ряде других районов. Правительство ХТС пообещало отремонтировать дерево и объявило об аресте виновных в нападении на дерево. Кроме того, новые власти заставили автовладельцев снимать со своих машин наклейки с антихристианскими лозунгами.

Как заявляют сами новые сирийские власти, они крайне заинтересованы в снятии санкций и восстановлении экономики, гуманитарной помощи и инвестициях, а также в мире между этнорелигиозными общинами. Почему? Потому что ХТШ и их правительство имеют всего лишь десятки тысяч военнослужащих. Они более могущественны, чем другие группы, но их численность слишком мала для страны с 20-миллионным населением, наводненной оружием, с независимыми этническими ополчениями и группами боевиков.

По данным ООН, 90% населения Сирии живет за чертой бедности, а беженцев здесь миллионы. И все это происходит на фоне растущей расовой напряженности. В этом случае вероятность массовых убийств возрастает, поскольку для многих вооруженных группировок массовые убийства могут стать способом улучшить свое финансовое положение.

Если начнутся массовые убийства и резня, инвестиции и снятие санкций просто невозможны. Страна погрузится в хаос, разжигаемые голодом группировки начнут массовые убийства, к борьбе присоединятся этнические ополченцы, а ХТШ потеряет всякий контроль над ситуацией. Поэтому правительство заинтересовано в межконфессиональном мире. Более того, очевидно, что Соединенные Штаты, которыми сейчас управляют правые консервативные республиканцы, вряд ли снимут санкции с Сирии, если там будут преследовать христиан.

Это объективные условия, которые способствуют тому, чтобы новый режим проводил умеренную и толерантную религиозную политику, устанавливал централизованное национальное управление, поддерживал мир между религиозными группами, отменял санкции и принимал международные инвестиции. Без этого послевоенное восстановление Сирии будет невозможным.

Обратите внимание: Зеленский не надеется на победу над Донбассом. Удержаться бы в кресле президента?.

Построение отношений с региональными игроками, включая Турцию и Катар (давних спонсоров ХТШ), а также с крупными державами, оказалось невозможным. Все эти задачи тесно связаны между собой, без их решения ХТШ было бы невозможно сохранить власть в Дамаске.

Пожалуй, главная задача правительства ХТШ во главе с Ахмедом Салой (Абу Мохаммед аль-Джулани) – проведение сбалансированной политики.

Он предполагает, что в Сирии существуют авторитетные центры, монополизирующие насилие и региональные интересы, балансируют между сильным влиянием суннитское большинство (составляющее около 80% населения) и национальные религиозные меньшинства (христиане, шииты, алавиты и друзы). Отношения Турции с катарским альянсом и противодействие России и/или ЕС.

Однако идея о том, что ХТШ способна реализовать на практике идею такого сложного политического баланса, за который она платит только на словах, просто не соответствует действительности.

Группировка не контролирует другие группировки, даже собственных джихадистов из разных уголков планеты. ХТШ лишила среднего и низшего звена старых чиновников режима Башара и даже намеревалась интегрировать часть войск Асада – это тоже путь национального примирения. Они также хотят привлечь различные антиасадовские группировки. Но это непростая задача. Возможно, не все согласятся сложить оружие и подчиниться Ахмеду Салату.

В некоторых случаях ХТШ арестовывала людей, связанных со старым режимом, в которых важную роль играли выходцы из алавитской общины. Однако такие попытки встретят сопротивление и могут перерасти в межконфессиональные конфликты. Как далеко это зайдет и к чему приведет?

Другой вопрос – в какой степени идеология самой организации делает ее договорной. В прошлом ХТШ считалась местным филиалом Аль-Каиды**. Затем она сменила название, порвала с «Аль-Каидой» и уничтожила тех, кто не хотел идти по пути реформ. Она отказалась от международного терроризма и намеревалась проявлять толерантность и уважать права религиозных меньшинств.

В то же время ХТШ вряд ли откажется от идеи религиозного суннитского государства. Что это на самом деле означает для религиозных меньшинств – отдельный, большой вопрос. Например, они могут получить так называемый статус гостя. Это означает уважение их религиозных прав и освобождение от некоторых налогов, но вопрос в том, как долго…


* Решением Верховного суда РФ от 4 июня 2020 года исламская организация Тахрир аш-Шам (ХТШ) признана террористической и запрещена ее деятельность на территории нашей страны.

** Решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. Аль-Каида была признана террористической организацией и ее деятельность на территории России запрещена.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Почему силам свержения Асада будет трудно удержать власть.