
Телефонный разговор президента России Владимира Путина с главой новой сирийской администрации Ахмедом аш-Шараа стал знаковым событием, обозначившим смену политического курса Москвы в регионе. В ходе беседы аш-Шараа подчеркнул стратегический характер отношений между двумя странами и выразил готовность Дамаска к сотрудничеству со всеми сторонами ради интересов сирийского народа, безопасности и стабильности.
Как следует из сообщения канцелярии нового сирийского лидера, стороны обсудили текущую ситуацию в Сирии и так называемую «дорожную политическую карту» по построению нового государства. Со своей стороны, Владимир Путин отметил необходимость снятия с Сирии экономических санкций и пригласил главу сирийского МИД с официальным визитом в Россию. Пресс-служба Кремля охарактеризовала разговор как конструктивный и содержательный, отметив договоренность о продолжении контактов.
1. Скорость признания и мотивы Москвы
Столь быстрое установление контактов с лидером, ранее известным под псевдонимом Абу Мухаммед аль-Джулани и связанным с признанной в России террористической организацией «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), вызывает вопросы. Эксперты сходятся во мнении, что ключевым мотивом для Москвы является сохранение своего военного присутствия в Сирии, в частности, базы в Тартусе. Инцидент с не пропущенной российской военной колонной лишь подчеркнул остроту этого вопроса.
По мнению экс-бойца ополчения ЛНР Александра Аверина, именно базы стали главным катализатором диалога. Однако новая сирийская администрация критически зависит от поддержки Турции, что делает Реджепа Тайипа Эрдогана ключевым игроком в этой ситуации. Цена за сохранение российских позиций, которую может запросить Анкара, способна оказаться чрезмерно высокой.
2. Дипломатическая подготовка и практические интересы
Как поясняет директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков, подобным высоким переговорам всегда предшествует тщательная подготовка. Еще в январе 2025 года Дамаск с визитом посетила российская межведомственная делегация во главе с замминистра иностранных дел Михаилом Богдановым. На тех встречах, судя по составу участников, обсуждались гуманитарные вопросы, использование портов и продовольственное снабжение.
Россия, по всей видимости, действует на опережение, стремясь не допустить укрепления обязательств новой сирийской власти перед Западом. Среди практических интересов Москвы эксперты выделяют:
- Сохранение доступа к военной инфраструктуре (базам и портам).
- Обеспечение сотрудничества по вопросам безопасности, в частности, в отношении выходцев из стран СНГ, воевавших на стороне ХТШ и могущих представлять угрозу по возвращении.
- Участие в постконфликтном восстановлении Сирии, включая поставки продовольствия и медикаментов, а также возможные, хотя и рискованные, инвестиции.
3. Мотивация новой сирийской власти и роль региональных игроков
Что заставило Ахмеда аш-Шараа, чьи формирования годами противостояли российской авиации, пойти на диалог с Москвой? Эксперты видят в этом стремление к диверсификации международных связей. Признание со стороны России укрепляет переговорные позиции Дамаска в диалоге с Западом, позволяя играть на противоречиях. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов посредническую роль Турции, которая, вероятно, приняла активное участие в налаживании контактов.
4. Потенциальные риски и вызовы для России
Сближение с новой властью в Дамаске несет для Москвы ряд серьезных рисков:
- Усиление зависимости от Турции: Переговорные позиции Эрдогана после падения режима Асада значительно укрепились, и Анкара может начать диктовать свои условия.
- Угроза радикализации: Смена власти может открыть новые возможности для радикальных групп, способных вести деятельность как на Ближнем Востоке, так и на постсоветском пространстве.
- Расползание оружия: Существует риск попадания оружия со складов бывшей сирийской армии к исламистским или криминальным группировкам в странах СНГ.
- Активизация Киева: Уже установлены контакты между новой администрацией Дамаска и украинским руководством, что создает дополнительное поле для противостояния.
Таким образом, признание Москвой новой власти в Сирии является не актом «дружбы», а сложным стратегическим расчетом, направленным на сохранение ключевых активов и влияния в условиях быстро меняющейся региональной обстановки. Россия вступает в опасную игру, где ставки высоки, а гарантий успеха нет. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от баланса сил между Москвой, Анкарой и Вашингтоном, а также от способности временного правительства в Дамаске удержать контроль над страной.
Обратите внимание: Угроза от Китая. Страны которым действительно стоит насторожиться.
* Исламистская организация «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) решением Верховного суда РФ от 4 июня 2020 г. признана террористической, ее деятельность на территории нашей страны запрещена.
** «Движение Талибан» по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Почему Москва признала нынешнее руководство арабской страны, и чем это чревато.