В перспективе нам надо иметь и собственные самолеты, но авиастроение сегодня завязано на международное сотрудничество

Американская компания Boeing планирует вернуться на российский рынок. Компания вновь разрешит нашим авиакомпаниям закупать самолеты и наладить поставки запасных частей на внутренний рынок. Взамен Boeing надеется получать титан из России.

Согласно плану, самолеты Boeing будут перевезены в Россию в два этапа. Во-первых, компания разрешит нашим авиакомпаниям предлагать старые самолеты, проданные другими авиакомпаниями (в основном из дружественных стран). На втором этапе мы планируем снять все ограничения и разрешить нашим предприятиям размещать заказы напрямую у производителей.

С поставками запчастей все просто: Boeing может возобновить поставки сразу после снятия санкций. Лизингодатели уже начали переговоры с российскими компаниями о том, какие самолеты авиакомпания готова купить. Приоритет отдается самолету Boeing 737, который используется большинством российских авиакомпаний. Также интерес представляет широкофюзеляжный самолет Boeing 777, способный совершать дальние перелеты.

В обмен американский производитель мог бы вернуть себе доступ к российскому титану, от которого сам отказался в 2022 году.

Опрошенные СП эксперты в области авиации утверждают, что возвращение в Россию выгодно и нам, и самому Boeing: теперь компании, поставляющие в Россию те же запчасти по программе параллельного импорта, могут получить за эти запчасти деньги. После снятия санкций этот доход поступит прямиком в казну Boeing.

Но Airbus не планирует возвращаться на наш рынок. ЕС продолжает ужесточать санкции против России, поэтому нет смысла ожидать, что Россия поставит новый Airbus.

Похоже, возвращение Boeing в Россию немедленно решит многие проблемы гражданской авиации. Но это не совсем так. Для иллюстрации этого положения достаточно обзора истории авиакатастроф Boeing. По общедоступным данным, с 1967 года произошло 198 крушений самолетов Boeing 737, в результате которых погибло более 4700 человек. Кроме того, эти самолеты 112 раз захватывались преступниками, в результате чего погибло 325 человек. Только с 2008 года у Boeing произошло 15 аварий.

Далеко ходить не надо — только на прошлой неделе в России произошло две крупные авиакатастрофы с участием самолетов компании. В среду, 19 февраля, в воздухе одновременно отказали два пассажирских самолета Boeing 737 авиакомпании «Российские авиалинии». На обоих самолетах вышли из строя элементы механизированной системы управления крылом. Рейс S7, направлявшийся в Новосибирск, и рейс Red Wings, направлявшийся в Новокузнецк, были вынуждены перенестись в запасные аэропорты.

Также стоит помнить, что Boeing — крупная многонациональная корпорация. И в этом плане простого снятия санкций США недостаточно. Естественно, возникает второй вопрос: не помешает ли возвращение Boeing на российский рынок развитию отечественной авиационной промышленности?

Ведь Россия уже несколько лет планирует самостоятельно производить самолеты, авиационные двигатели, авионику и все остальные комплектующие для десятков моделей самолетов. Кроме того, практически весь ряд пассажирских и транспортных самолетов оснащен МС-21 с двигателями ПД-14, SJ-100 с двигателями ПД-8, Ту-214М, Ил-96-400М, Ил-76МД-90А, Ил-114-300 с двигателями ТВРС-44, а затем Ил-112М с двигателями ПД-8 и т д. Также будет представлен ряд новых истребителей.

Boeing может вернуться в авиационную отрасль. Как дальше будет развиваться отечественная авиапромышленность? Этот вопрос мы задали Андрею Патракову, авиационному эксперту и основателю сервиса по безопасности полетов RUN AVIA.

— С самолетами Boeing все не так просто. Если США снимут санкции, двигатели для среднемагистральных самолетов Boeing будут производиться франко-американской компанией CFM International.

Обратите внимание: ​​В космосе найдено место с самым сильным, на сегодняшний день, магнитным полем..

Многие дальнемагистральные самолеты Boeing оснащены двигателями британской компании Rolls-Royce. Другими словами, если компания Boeing Airways хочет выйти на российский рынок, ей необходимо снять не только санкции США, но и многочисленные европейские санкции.

СП: Что мы планируем получить от Boeing в будущем — сами машины или запасные части для модернизации существующего парка?

- Я думаю, и то, и другое. Все начнется с поставок запасных частей, а затем начнутся поставки новых самолетов. Сначала поставят старые автомобили, а потом, я не исключаю, приедут и новые. Компания Boeing очень заинтересована в возвращении в Россию; уйдя из России, она потеряла очень прибыльный бизнес.

СП: Означает ли возвращение Boeing конец отечественному авиастроению?

— У нас дефицитный бюджет, а сроки производства отечественных самолетов постоянно переносятся. Если вы заботитесь о безопасности полетов и расширении своего парка воздушных судов, быстрее и проще их купить.

Производство собственных самолетов — долгосрочная цель. Здесь можно привести пример Китая, который и производит, и закупает самолеты. Они также потратили около 30 лет на создание собственного парка самолетов, но только в последние 10 лет начали производить дальнемагистральные самолеты.

СП: Сертификация отечественного самолета МС-21, на которую мы возлагали большие надежды, должна была состояться в конце прошлого года, однако этого не произошло. Разработчики самолета «Байкал» заявили, что для взлета самолету необходимы американские двигатели. Пока новости из отечественной авиационной отрасли не внушают оптимизма…

— Фактически Уральский завод гражданской авиации готов отложить проект самолета «Байкал» до возвращения поставщика двигателей GE или его аналога. Кроме того, в январе 2022 года состоялся первый полет «Байкала» с использованием двигателей General Electric.

Впоследствии из-за санкций и импортозамещения возникла необходимость создания самолетов с отечественными двигателями, однако попытка не увенчалась успехом. Что касается МС-21, то мы пока не можем вывести его импортозамещающую версию на рынок, резюмировал авиаэксперт Андрей Патраков.

Каковы плюсы и минусы возвращения Boeing в Россию? Этот вопрос мы задали эксперту по безопасности полетов, бывшему командиру воздушного судна Александру Романову.

— Возвращение Boeing в Россию увеличит количество рейсов, что, несомненно, является хорошей новостью для пилотов. Сейчас из-за сокращения количества российских самолетов профессиональные пилоты уезжают в другие страны, в основном в Китай.

Если Boeing вернется в Россию, это в первую очередь поможет сохранить рабочие места в российской авиационной промышленности. Для поддержания профессиональных навыков пилотам необходимы регулярные полеты. Кроме того, самолеты Boeing очень комфортны, современны и экономичны. Преимущество для людей, возвращающихся домой, заключается в том, что они могут увеличить количество рейсов.

Если санкции будут сняты, интенсивность полетов также возрастет. Количество воздушных маршрутов увеличится, а явление «убийства друг друга» самолетами сократится.

СП: Но ведь с самолетами Boeing произошло много аварий, значит, эта машина тоже не идеальна?

— В целом авиастроение — сложная отрасль. Что касается Boeing 737, то были случаи, когда автоматика вмешивалась в управление самолетом, но в любом случае все находится под контролем могущественных компаний. В любом случае, это безопаснее, чем водить непроверенную машину. Я летел на Boeing MD-11 (McDonnell Douglas и Boeing объявили о своем слиянии в 1997 году и переименовали в «SP»), уникальной современной машине. Все проблемы с Boeing расследуются и решаются в кратчайшие сроки.

СП: Будет ли возвращение Boeing в Россию препятствовать развитию отечественной авиапромышленности?

- Не думай об этом. По моим оценкам, для полного импортозамещения авиационной отрасли потребуется еще 2–3 года. С нашим резервом самолетов Boeing мы можем сделать это спокойно. В будущем нам, безусловно, понадобятся собственные самолеты, но сегодняшнее авиастроение — это результат международной кооперации.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В перспективе нам надо иметь и собственные самолеты, но авиастроение сегодня завязано на международное сотрудничество.