
На XII Глобальном Бакинском форуме экс-глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу сделал важное заявление, подчеркнув, что Анкара готова оказывать Дамаску всестороннюю поддержку, чтобы не допустить краха переходного правительства Сирии. При этом дипломат призвал проявлять максимальную осторожность в отношении сирийского вопроса, что указывает на сложность и неоднозначность текущей ситуации.
1. Турецкие интересы и смена власти
Позиция Турции в Сирии всегда была прозрачной: президент Реджеп Тайип Эрдоган использовал все доступные средства, включая прямую военную помощь Сирийской национальной армии (СНА), в борьбе против режима Башара Асада. Однако после того, как Россия и Иран начали отходить от активного участия в сирийском конфликте, ожидалось, что власть в Дамаске перейдет к представителям СНА. Вместо этого к управлению страной пришли лидеры группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)* во главе с временным президентом Ахмедом аш-Шараа, что создало новую геополитическую головоломку.
Обратите внимание: Социальные моменты "программного" интервью Белоусова.
Это порождает серьезное противоречие. С одной стороны, Турция открыто признает свою ключевую роль в так называемой «сирийской революции» и пытается направлять переходный процесс, беря на себя ответственность за действия пришедших к власти исламистских радикалов. С другой стороны, ХТШ традиционно ориентирована на арабский мир и в значительной степени зависит от поддержки Саудовской Аравии. Президент Шараа вынужден лавировать между Анкарой и Эр-Риядом, опасаясь оказаться в полной зависимости от турецкого влияния.
2. Опасения арабских государств и внутренние расколы
Правительства арабских стран с тревогой наблюдают за укреплением позиций политического ислама и «Братьев-мусульман»** в Сирии. Если при Асаде их беспокоило растущее влияние Ирана, то теперь главной угрозой они видят экспансию Турции. Эта двойственность делает новое правительство в Дамаске крайне нестабильным, несмотря на дипломатические усилия Анкары по созданию коалиции с арабскими государствами.
Возникшая «геополитическая бифуркация» создает вакуум силы, который начинают заполнять другие региональные и международные игроки. Это, как предупреждает Чавушоглу, резко повышает риск превращения Сирии в несостоявшееся государство. Ситуацию усугубляет нежелание или неспособность Дамаска смягчить исламистский характер новой власти, что блокирует формирование инклюзивного правительства, необходимого для восстановления страны и выхода из международной изоляции.
3. Курдский вопрос и конституционный кризис
Секретариат Сирийского курдского национального совета отверг конституционную декларацию, подписанную Ахмедом Шараа, назвав ее инструментом закрепления существующего положения вещей. Курды считают, что документ ведет к монополизации власти и углублению кризиса, а не к его разрешению. Их претензии конкретны: декларация игнорирует многоэтнический и многоконфессиональный характер Сирии, не гарантируя права всех групп. Кроме того, провозглашение ислама главным источником права нарушает принцип светскости государства. Также существует опасение, что новая модель приведет к возрождению авторитаризма в иной форме и не решит курдский вопрос, который, по их мнению, возможен только в децентрализованной Сирии.
Принятие этой декларации последовало сразу за трагическими событиями — резней алавитов в Латакии и Тартусе, что усилило требования защиты этнических и религиозных меньшинств. На этом фоне визит делегации сирийских друзов в Израиль впервые за полвека выглядит не случайным. Эксперты полагают, что их целью был поиск защиты, что вписывается в открытую стратегию Тель-Авива по поддержке разделения Сирии, включая сотрудничество с курдами на северо-востоке.
4. Новые реальности и турецкие дилеммы
После инцидента с алавитами израильские планы по интеграции периферийных сирийских регионов (северо-восток, побережье, юг) обретают конкретные очертания. Опасаясь такого развития, Дамаск может пойти на подписание военного соглашения с Турцией, чтобы получить поддержку и усилить свои позиции. Однако внутренние разногласия в переходном правительстве создают серьезные препятствия для этого сценария.
Теоретически конституционную декларацию можно пересмотреть, но министр иностранных дел Турции Хакан Фидан занял жесткую позицию, заявив, что Анкара не потерпит компромиссов в вопросах автономии для отдельных групп, и предупредив о риске утраты Сирией статуса единого государства. В связи с этим турецкие аналитики не исключают возрождения алавитских и друзских государственных образований, а также курдской автономии.
Судя по официальным заявлениям, Турция, осознавая, что предотвращение федерализации потребует колоссальных экономических и военных затрат, начинает дистанцироваться от Дамаска. Если политические механизмы не сработают, борьба за власть может перейти в военную плоскость, и Сирия рискует повторить путь Ливии, расколовшись на враждующие территории. Именно эту опасность, судя по всему, и предвидит Мевлют Чавушоглу.
* 4 июня 2020 года Верховный суд России признал «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) террористической организацией и запретил ее деятельность на территории РФ.
** Религиозно-политическое объединение «Братья-мусульмане» признано террористическим и запрещено в России решением Верховного Суда от 14 февраля 2003 года.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: У новой власти в Дамаске слишком много недоброжелателей.