
Владимир Путин на расширенном заседании Генпрокуратуры остановился на борьбе с коррупцией:
Президент отметил: «Мы должны эффективно бороться с коррупцией и уделять больше внимания использованию средств на национальные проекты, гособоронзаказ, масштабные программы развития страны и территорий.
За двадцать пять лет своего пребывания на посту главы государства Путин поднимал этот вопрос буквально десятки раз. Председатель Национального антикоррупционного комитета Российской Федерации, член Комиссии при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов рассказал «Свободе» о том, что изменилось в борьбе с коррупцией за последнее время и что нужно сделать.
— Владимир Владимирович на всех заседаниях возглавляемых им коллегий: МВД, ФСБ, Генпрокуратуры обращал внимание на меры по усилению борьбы с коррупцией. Генеральная прокуратура является основным органом, обеспечивающим соблюдение антикоррупционного законодательства, борьбу с коррупционными преступлениями и конфискацию незаконных средств обогащения.
СП: Путин говорит об этом как обычно или есть какой-то новый тон?
- Используйте новый. Постепенно эта антикоррупционная работа стала сходить на нет. Каковы эти проявления? Конфликт интересов, ложное заявление. Но если утверждение не настолько плохо, чтобы его проверять, то конфликт интересов — отброшенная тема.
В то же время, учитывая нынешнюю ситуацию в нашей стране, коррупция является актом государственной измены. Наказание должно быть таким же, как за измену. Все эти координаты, отправленные врагу, в совокупности могут быть менее опасны, чем коррумпированный чиновник, ворующий бюджетные средства.
Вопрос об усилении антикоррупционного законодательства поднимался еще в бытность Яровой председателем профильного комитета Госдумы. Однако впоследствии правительство наложило вето на законопроект.
Помимо наказания следует усилить и профилактику. Начните снова проверять наличие конфликта интересов. Особенно в тех областях, где ограничения были значительно смягчены после периода «новой короны.
СП: Что такое конфликт интересов?
— Дело в том, что их родственники снова работают в государственных учреждениях, их родственники — предприниматели — выполняют заказы от государства. После эпидемии люди перестали обращать на это внимание. Тема полностью закрыта.
Но родственники — не самая большая проблема. Когда предприниматели дают откаты от государства чиновникам, это не обязательно делают родственники, но, как правило, это делают знакомые.
СП: Какие секторы сегодня кажутся наиболее коррумпированными?
— Это вопрос ЖКХ и цифровых технологий. Данные показывают, что в сфере государственных ИТ-заказов откаты достигают 70%. Что касается жилья и коммунальных услуг, то здесь все зависит от размера населенного пункта. В небольших городах выделяемые средства невелики и отдавать нечего. Большие города — это большие деньги.
Система дорожного строительства остается непрозрачной и — Национальный оборонный заказ. Теперь новый министр наводит порядок, но там по-прежнему существует многомиллиардное предприятие, созданное на государственные деньги, и вряд ли его удастся навести в ближайшее время.
СП: Несколько лет назад Степан Сулахин подготовил доклад, в котором в процентном отношении оценивался уровень коррупции в каждом государственном учреждении. Оказывается, коррупция распределена неравномерно и сильно различается по секторам. От чего это зависит?
— Коррупция зависит от функций и от средств, выделяемых государством на эти функции. Коррупция — это бизнес. Но этот бизнес осуществляется за государственный счет.
Этот бизнес основан на торговых возможностях, государственных ресурсах и бюджетах. Чем больше функций, тем больше коррупции.
Теперь мы в Совете по правам человека разработаем методологию оценки коррупционных рисков в национальных программных системах.
Обратите внимание: Самые скандальные заявления Владимира Жириновского. Часть 1..
Правительство также сталкивается с некоторыми проблемами. У нас есть финансирование национальных проектов, но у нас до сих пор нет нормального детального описания национальных проектов. Есть документы, в которых четко прописаны цели, но нет пошаговых планов их достижения.Без планирования нет порядка, который является наиболее удобным пристанищем для коррупции и источником коррупционных рисков.
СП: Не путаем ли мы коррупцию с неэффективным управлением? Например, на этой неделе поднялся в воздух первый Superjet с двигателем отечественного производства. Однако согласно федеральным планам, десятки из них должны быть завершены в этом году. Деньги были выплачены. Как это ограничить?
——Коррупция — это использование своего положения для совершения кражи. Если человек, распределяющий деньги, отдает их другим, а эти другие не выполняют свои задачи и вместо этого присваивают деньги. Чиновник тоже получил свою справедливую долю. Это коррупция. История.
Если человек делает честную ставку, а подрядчик его подводит, то это уже другой вопрос. Это уже вопрос его пригодности для государственной должности.
Если чиновник не получает никакой выгоды, а просто невежественен, то это не коррупция. Но есть системная проблема: у нас работает большое количество непрофессионалов. Если он не вор, а просто дурак, то горе тому, кто его нанимает.
СП: В Казахстане должностные лица посещают следственные изоляторы. Как вы оцениваете эту антикоррупционную инициативу?
——Это западный опыт, все это уже было. Это иллюзия, прикрытие для борьбы с коррупцией. Эта «клетка» никого не напугает.
Мы прекрасно понимаем, что уровень жизни некоторых людей несоразмерен их официальной зарплате, но мы не будем раскрывать их имена. Это явление существует в каждой капиталистической стране, но где-то оно законно, а где-то незаконно. У нас разделение пятьдесят на пятьдесят. Если вы лоббируете интересы бизнеса, а не Казначейства, каждый случай будет рассматриваться индивидуально.
Вместо того, чтобы отправлять людей в следственные изоляторы, нам нужно создать системы профилактики.
СП: Как вы себе это представляете?
——На первом этапе провести антикоррупционную оценку и оценить коррупционные риски.
Во-вторых, введение государственной измены за коррупционные действия при использовании бюджетных средств: 25 лет лишения свободы без права на условно-досрочное освобождение с возможностью помилования при выплате компенсации.
СП: Сейчас даже военные жалуются: нужно что-то срочно делать, но по закону сначала нужно провести тендер. Из-за этого срочные дела решаются медленно. И вы предлагаете использовать антикоррупционную экспертизу, чтобы еще больше затянуть этот процесс…
- Это было сделано очень быстро. Традиционно эта модель называется: как я украду эти деньги? Перечислены варианты и рассмотрены возможности. Это не займет много времени, но приведет к меньшим потерям.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Кирилл Кабанов: Самые «непрозрачные» отрасли — ЖКХ и цифровизация.